Наши 50-е: выбор авторов Cineticle

 

Журналу Cineticle исполнилось 9 лет!

По традиции в этот день мы рассказываем о своих любимых и знаменательных картинах одного из десятилетий истории кино. Пройдя сквозь полстолетия от медленных нулевых к пламенным шестидесятым, сегодня мы приблизились к рубежу 50-х. К сердцевине кинематографического века, вобравшей в себя силу прошлых декад и предвидящей все последующие. В каком-то смысле всякий раз, решаясь переизобрести кинематограф, мы оказываемся именно здесь, на этой границе. На границе наших общих пятидесятых.

 

 

Дмитрий Буныгин | Олег Горяинов | Сергей Дёшин

Максим Карпицкий | Станислав ЛукьяновМаксим Селезнёв

Артём Хлебников | Вячеслав Чёрный

 

 

 

Дмитрий БУНЫГИН

 

Ортопед назвал бы это десятилетие «неправильно сросшимся переломом». 50-е уже не излечить и не избавить от ноющей боли на месте сгиба. Искры брызжут из глаз зрителя, стоит ему по невнимательности согнуть декаду пополам, посерёдке – в год выхода дебютной картины Аньес Варда, в первый год от новой эры кино. На западе 50-х наливаются сизые тучи нуара и вестерна, вступивших в завершающую фазу своего развития: первый по самую федору увяз в декадансе, второй переливается ревизионистскими вариациями и вооружается не кольтами, а пацифистскими плакатами. И что за грозный это был закат. С востока идёт, озоруя, цунами «новых волн» народов мира – но разбивается в мокрые клочья о мол у последнего порога из финала «Искателей» Джона Форда. Пошла трещинами сталинская дамба, но какой же «дорогой ценой» родовой травмы далось коллективному «василию бортникову» советского кино возвращение в «дом, в котором я живу» через «море студеное». Узнают ли домашние блудного героя войны Уилли из другой картины Форда, поверят ли в невиновность загадочного пассажира из одноимённого фильма Кавалеровича, наступит ли библейский «день седьмой» после «первой ночи» творения? С каждым фильмом 50-х мы заново ломаем эти годы, надеясь хоть доковылять – и вдруг летим.

 

Общий топ зарубежного кино:

«Когда Уилли возвращался домой» (When Willie Comes Marching Home, 1950) / «Крылья орлов» (The Wings of Eagles, 1957) Джон Форд

«Поздняя осень» (Arrière-saison, 1950) Димитрий Кирсанов

«Человек в белом костюме» (The Man in the White Suit, 1951) Александр Маккендрик

«Примкнуть штыки!» (Fixed Bayonets!, 1951) Сэмюэл Фуллер

«Белый олень» (Valkoinen peura, 1952) Эрик Бломберг

«Мунфлит» (Moonfleet, 1955) Фриц Ланг

«Незначительные люди» (Des gens sans importance, 1955) Анри Вернёй

«Убийцы и воры» (Assassins et voleurs, 1956) Саша Гитри

«На Бауэри-стрит» (On the Bowery, 1956) Лайонел Рогозин

«Дом ангела» (La casa del ángel, 1957) Леопольдо Торре Нильссон

«Безжалостное время» (Time Without Pity, 1957) Джозеф Лоузи

«Я был двойником Монти» (I Was Monty’s Double, 1958) Джон Гиллермин

«Первая ночь» (La première nuit, 1958) Жорж Франжю

«Мостоворот» (Bridges-Go-Round, 1958) Ширли Кларк

«Простая история» (Une simple histoire, 1959) Марсель Анун

«Игра» (Játék, 1959) Золтан Хусарик

«Оглянись во гневе» (Look Back in Anger, 1959) Тони Ричардсон

«Загадочный пассажир» (Pociag, 1959) Ежи Кавалерович

«День седьмой» (A Hetedik napon, 1959), Иштван Сабо

 

Специальное упоминание:

«Святая Жанна» (Saint Joan, 1957) Отто Преминджер

Святая Жанна — святая Джин.

 

Топ-10 советского кино:

«Тарас Шевченко» (1951) Игорь Савченко

«Море студеное» (1954) Юрий Егоров

«Крушение эмирата» (1955) Владимир Басов, Латиф Файзиев

«Павел Корчагин» (1956) Александр Алов, Владимир Наумов

«Дорогой ценой» (1957) Марк Донской

«Дом, в котором я живу» (1957) Лев Кулиджанов, Яков Сегель

«Сегодня увольнения не будет» (1958) Андрей Тарковский, Александр Гордон

«Жестокость» (1959) Владимир Скуйбин

«Неотправленное письмо» (1959) Михаил Калатозов

«Колыбельная» (1959) Михаил Калик

 

Специальное упоминание:

«Первый день мира» (1959) Яков Сегель

 

Топ-10 вестернов:

«Сломанная стрела» (Broken Arrow, 1950) / «В 3:10 на Юму» (3:10 to Yuma, 1957) Дэлмер Дэйвс

«Звёзды в моей короне» (Stars in My Crown, 1950) / «Уичито» (Wichita, 1950) Жак Турнёр

«Погонщик фургона» (Wagon Master, 1950) Джон Форд

«Стрелок» (The Gunfighter, 1950) Генри Кинг

«Вера Круз» (Vera Cruz, 1954) Роберт Олдрич

«Серебряная жила» (Silver Lode, 1954) Аллан Дуон

«Человек с оружием» (Man with the Gun, 1955) Ричард Уилсон

«День преступника» (Day of the Outlaw, 1959) Андре Де Тот

 

Топ-10 нуаров/криминальных драм/полицейских детективов:

«Без ума от оружия» (Gun Crazy, 1950) / «Большой ансамбль» (The Big Combo, 1955) Джозеф Х. Льюис

«Загадочная улица» (Mystery Street, 1950) Джон Стёрджес

«Зыбучий песок» (Quicksand, 1950) Ирвинг Пичел

«Станция Юнион» (Union Station, 1950) Рудольф Мате

«Долгая ночь» (The Big Night, 1951) Джозеф Лоузи

«Узкая грань» (The Narrow Margin, 1952) Ричард Флайшер

«99 Ривер-стрит» (99 River Street, 1953) Фил Карлсон

«Побег» (Crashout, 1955) Льюис Р. Фостер

«Сумерки» (Nightfall, 1956) Жак Турнёр

 

Топ-10 анимационных фильмов:

«Кошачья вечеринка» (Saturday Evening Puss, 1950) / «Однажды в бильярдной» (Cue Ball Cat, 1950) Уильям Ханна, Джозеф Барбера

«Не шевелитесь» (Hold That Pose, 1950) Джек Кинни

«Кукурузные хлопья» (Corn Chips, 1951) Джек Ханна

«Алиса в Стране Чудес» (Alice in Wonderland, 1951), Клайд Джероними, Уилфред Джексон, Хэмильтон Ласки

«Звероферма» (Animal Farm, 1954) Джой Батчелор, Джон Халас

«Золотая антилопа» (1954) Лев Атаманов

«Заколдованный мальчик» (1955) Владимир Полковников, Александра Снежко-Блоцкая

«Кот Феликс» (Felix the Cat, 1958) Джозеф Ориоло

«Астронавты» (Les astronautes, 1959) Валериан Боровчик, Крис Маркер

 

Топ-7 сериалов производства США, чья трансляция началась в 50-х:

«Облава» (Dragnet)

«Отец знает лучше» (Father Knows Best)

«Дымок из ствола» (Gunsmoke)

«Обнажённый город» (Naked City)

«Предоставьте это Биверу» (Leave It to Beaver)

«Бэт Мастерсон» (Bat Masterson)

«Успех Доби Гиллиса» (The Many Loves of Dobie Gillis)

 

Актриса десятилетия: Жанна Болотова / Джин Сиберг

Актёр десятилетия: Георгий Юматов / Джон Уэйн

 

 

 

Олег ГОРЯИНОВ

 

Миноритарии, или Фильмы-жесты

«Африка 50» (Afrique 50, 1950) Рене Вотье

«Белые руки» (De vita händerna, 1950) Рут Хилларп, Михаил Ливада

«Портрет Га» (Portrait of Ga, 1952) Маргарет Тейт

«Вопли в пользу де Сада» (Hurlements en faveur de Sade, 1952) Ги Дебор

«Ночь и туман» (Nuit et brouillard, 1955) Ален Рене

«Люди, утратившие свои корни» (Des hommes qui perdu son racine, 1956) Марсель Анун

«Люди в эспрессо» (Menschen im Espresso, 1958) Герберт Везелы

«Фильм» (A Movie, 1958) Брюс Коннер

«Хлеб» (O Pão, 1959) Мануэль ди Оливейра

«Игра» (Játék, 1959) Золтан Хусарик

 

Сенсо-моторика жанра

«Асфальтовые джунгли» (Asphalt Jungle, 1950) Джон Хьюстон

«Сильная жара» (The Big Heat, 1953) Фриц Ланг

«Автостопщик» (The Hitch-Hiker, 1953) Ида Люпино

«Моё дело — убивать» (Murder is My Beat, 1955) Эдгар Дж. Улмер

«Сумерки» (Nightfall, 1956) Жак Турнёр

«Искатели» (The Searchers, 1956) Джон Форд

 

Неизбежные имена

«Всё о Еве» (All About Eve, 1950) Джозеф Манкевич

«Европа 51» (Europe ’51, 1952) Роберто Росселлини

«Токийская повесть» (Tôkyô monogatari, 1953) Ясудзиро Одзу

«Лето с Моникой» (Sommaren der Monika, 1953) Ингмар Бергман

«Чувство» (Senso, 1954) Лукино Висконти

«Спящий тигр» (The Sleeping Tiger, 1954) Джозеф Лоузи

«Слово» (Ordet, 1955) Карл Теодор Дрейер

«Приговоренный к смерти бежал, или Дух веет, где хочет» (Un condamné à mort s’est échappé ou Le vent souffle où il veut, 1956) Робер Брессон

«Запятнанные ангелы» (The Tarnished Angels, 1957) Дуглас Сирк

 

Мастер-Рэй

«В укромном месте» (In a Lonely Place, 1950) Николас Рэй

«На опасной земле» (On Dangerous Ground, 1951) Николас Рэй, Ида Люпино

«Джонни Гитара» (Johnny Guitar, 1954) Николас Рэй

«Больше чем жизнь» (Bigger Than Life, 1956) Николас Рэй

 

Seeds of timeimages

«Трактат о слюне и вечности» (Traité de bave et d’éternité, 1951) Исидор Изу

«Дурные встречи» (Les Mauvaises Rencontres, 1955) Александр Астрюк

«Пуэнт-Курт» (La Pointe Courte, 1955) Аньес Варда

«Крик» (Il Grido, 1957) Микеланджело Антониони

«Пепел и алмаз» (Popiól i diament, 1958) Анджей Вайда

«Хиросима, моя любовь» (Hiroshima mon amour, 1959) Ален Рене

«Простая история» (Un simple histoire, 1959) Марсель Анун

 

Советское

«Поэт» (1956) Борис Барнет

«Поэма о море» (1958) Юлия Солнцева

 

 

 

Сергей ДЁШИН

 

1. «Хиросима, любовь моя» (Hiroshima mon amour, 1959) Ален Рене

2. «Стромболи, земля Божья» (Stromboli, terra di Dio, 1950) Роберто Росселлини

3. «Река» (The River, 1951) Жан Ренуар

4. «Тени» (Shadows, 1959) Джон Кассаветис

5. «Головокружение» (Vertigo, 1958) Альфред Хичкок

6. «Токийская повесть» (Tôkyô monogatari, 1953) Ясудзиро Одзу

7. «Путешествие в Италию» (Viaggio in Italia, 1954) Роберто Росселлини

8. «Трактат о слюне и вечности» (Traité de bave et d’éternité, 1951) Исидор Изу

9. «Убийство по контракту» (Murder by contract, 1958) Ирвинг Лернер

10. «Маменькины сынки» (I vitelloni, 1953) Федерико Феллини

 

 

 

Максим КАРПИЦКИЙ

 

С началом разрушения нитратной плёнки стало очевидно, что все фильмы недолговечны. Некоторые, правда, и неплохо бы оставить пылиться в архивах. Голливудская гигантомания (Cinemascope, VistaVision, Cinerama, 3-D) по сути была предсмертной. Повсюду набрало популярность телевидение, а решение верховного суда США (1948 года) разделило производство и прокат фильмов, а значит послужило распаду студийной системы. Большинство снятых с размахом и собиравших кассу фильмов сейчас интересны прежде всего историкам и кино-фетишистам (как «Бен-Гур» или «12 разгневанных мужчин»). Многие известные режиссёры (Альфред Хичкок, Джон Форд) идут подзаработать на телевидение, а многие молодые (Артур Пенн, Роберт Маллиган, Джон Франкенхаймер) – набираются там опыта. В СССР национальные киностудии только множатся, а количество выпускаемых фильмов вырастает в разы. Холодная война и атомная бомба порождают истерию, охоту на ведьм и научную фантастику (Годзилла – лучший символ десятилетия). Цензура преследует «излишне рискованные» фильмы в США (правда, ушлые режиссёры вроде Отто Премингера и такое преследование обращают себе на пользу) и слишком целомудренные – в Японии. В Польше цензуру по кирпичикам растягивает «чёрная серия» документального кино, в Британии – «свободное кино» Линдсея Андерсона, Тони Ричардсона и Лоренцо Манцетти (а также примкнувших к ним швейцарцев Клода Горетта и Алена Таннера). Главной проблемой интеллектуалов после Второй мировой войны становится вопрос об ответственности и ангажированности. 18-24 апреля 1955 года 25 представителей независимых стран Азии и Африки встречаются в Бандунге (Индонезия) — именно там рождаются мечты о «третьем мире» за которым последует и «третий кинематограф». 50-е годы – время сомнений, но и время зарождения надежд.

 

Лучшие фильмы:

«Африка 50» (Afrique 50, 1950) Рене Вотье

«Поздняя осень» (Arrière-saison, 1950) Димитрий Кирсанов

«Трудные дети» (Les enfants terribles, 1950) Жан-Пьер Мельвиль

«Фургонщик» (Wagon Master, 1950) / «Тихий человек» (The Quiet Man, 1952) Джон Форд

«Жить» (Ikiru, 1952) Акира Куросава

«Наслаждение» (Le plaisir, 1952) Макс Офюльс

«Портрет Га» (Portrait of Ga, 1952) Маргарет Тейт

«Конец» (The End, 1953) / «Человек, который изобрел золото» (The Man Who Invented Gold, 1957) Кристофер Маклейн

«Лето с Моникой» (Sommaren med Monika, 1953) Ингмар Бергман

«Джонни-гитара» (Johnny Guitar, 1954) Николас Рэй

«Соль Земли» (Salt of the Earth, 1954) Герберт Биберман

«Чувство» (Senso, 1954) Лукино Висконти

«Водное зеркало Гранады» (Aguaespejo Granadino, 1955) Хосе Вал дель Омар

«Мунфлит» (Moonfleet, 1955) Фриц Ланг

«Слово» (Ordet, 1955) Карл Теодор Дрейер

«Песнь дороги» (Pather Panchali, 1955) Сатьяджит Рай

«Безумные начальники» (Les maitres fous, 1955-7) / «Я – негр» (Moi un noir, 1958) Жан Руш

«Взгляд на сад» (Glimpse of the Garden, 1957) Мари Менкен

«Незабываемый роман» (An Affair to Remember, 1957) Лео МакКери

«Письмо из Сибири» (Lettre de Siberie, 1957) Крис Маркер

«Немеханическое» (Ajantrik, 1958) Ритвик Гхатак

«Обыкновенная история» (Une simple histoire, 1958) Марсель Анун

«Опера-муфф» (L’opéra-mouffe, 1958) Аньес Варда

«Рио Браво» (Rio Bravo, 1958) Ховард Хоукс

«Цветы Хиган» (Higanbana, 1958) Ясудзиро Одзу

«Хиросима, моя любовь» (Hiroshima Mon Amour, 1959) Ален Рене

 

Лучшие анимационные фильмы:

«Кролик по понедельникам» (Rabbit Every Monday, 1951) Фриз Фрилинг

«Бешеная утка» (Duck Amuck, 1953) Чак Джонс

«Древние чешские рассказы» (Staré povesti ceské, 1953) Иржи Трнка

«Тайна Острова Бэк-Ап» (Vynalez zkazy, 1958) Карел Земан

 

Лучшие музыкальные фильмы:

«Билет на пароход» (Aviso aos Navegantes, 1950) Ватсон Маседо

«Номер 7» (Number 7, 1951) / «Номер 11» (Number 11) Гарри Смит

«Сказки Гофмана» (The Tales of Hoffmann, 1951) Майкл Пауэлл, Эмерик Прессбургер

«Боп-Скотч» (Bop-Scotch, 1952) Джордан Белсон

«5000 пальцев доктора Т.» (The 5,000 Fingers of Dr. T, 1953) Рой Роулэнд

«Иван Грозный» (1958) Сергей Эйзенштейн

«Истинный вид ночи» (The Very Eye of Night, 1958) Майя Дерен

«Морские ежи» (Les oursins, 1958) Жан Пенлеве

«Свободные радикалы» (Free Radicals, 1958) Лен Лай

«Джаз в летний день» (Jazz on a Summer’s Day, 1959) Берт Стерн, Адам Авакян

«Лунная птица» (Moonbird, 1959) Джон и Фэйт Хабли

«Ранняя почта на Рождество» (Mail Early for Christmas, 1959) Норман МакЛарен

 

Чёрные фильмы:

«Асфальтовые джунгли» (The Asphalt Jungle, 1950) Джон Хьюстон

«Макао» (Macao, 1952) Йозеф фон Штернберг, Николас Рэй

«Автостопщик» (The Hitch-Hiker, 1953) Ида Люпино

«Большой ансамбль» (The Big Combo, 1955) Джозеф Х. Льюис

«Целуй меня насмерть» (Kiss Me Deadly, 1955) Роберт Олдрич

«Происшествие на Саут-Стрит» (Pickup on South Street, 1953) Сэмюэл Фуллер

«Я жду» (Ore wa matteru ze, 1957) Кориоши Курахара

«Пепел и алмаз» (Popiół i diament, 1958) Анджей Вайда

«Печать зла» (Touch of Evil, 1958) Орсон Уэллс

«Чёрная вода» (Kala Pani, 1958) Радж Хосла

«Загадочный пассажир» (Pociag, 1959) Ежи Кавалерович

 

Романтический реализм:

«В добрый час» (1956) Виктор Эйсымонт

«Сорок первый» (1956) Григорий Чухрай

«Коммунист» (1957) Юлий Райзман

«Огненные вёрсты» (1957) Самсон Самсонов

«Поэма о море» (1958) Юлия Солнцева

«Жестокость» (1959) Владимир Скуйбин

«Неотправленное письмо» (1959-60) Михаил Калатозов

 

О кино:

«Беседы о кинематографе» (Entretiens sur le cinématographe, 1951) Жан Кокто

«Трактат о слюне и вечности» (Traité de bave et d’éternité, 1951) Исидор Изу

«Фильм уже начался?» (Le Film est déjà commencé?, 1951) Морис Леметр

«Теория фильма» (Theory of the Film, 1952) Бела Балаж

«Избранные статьи» (1955) Всеволод Пудовкин

«Кинематограф или Воображаемый человек» (Le cinéma ou l’homme imaginaire, 1956) Эдгар Морен

«Избранные статьи» (1956) Сергей Эйзенштейн

«Мифологии» (Mythologies, 1957) Ролан Барт

«Эйджи о кино» (Agee on Film, 1958) Джеймс Эйджи

«Что такое кино?» (Qu’est-ce que le cinéma?, 1958—1962) Андре Базен

«Голливудский Вавилон» (Hollywood Babylone, 1959) Кеннет Энгер

Статьи Виктора Шкловского и Мэнни Фарбера

 

 

 

Станислав ЛУКЬЯНОВ

 

1. «Орфей» (Orphee, 1950) Жан Кокто

2. «Асфальтовые джунгли» (The Asphalt Jungle, 1950) Джон Хьюстон

3. «Место под солнцем» (A Place in the Sun, 1951) Джордж Стивенс

4. «Вор» (The Prowler, 1951) Джозеф Лоузи

5. «Примкнуть штыки!» (Fixed Bayonets!, 1951) Сэмюэл Фуллер

6. «Вкус риса с зелёным чаем» (Ochazuke no aji, 1952) Ясудзиро Одзу

7. «Европа 51» (Europa ’51, 1952) Роберто Росселлини

8. «5 пальцев» (5 Fingers, 1952) Джозеф Лео Манкевич

9. «На опасной земле» (On Dangerous Ground, 1952) Николас Рэй

10. «Плата за страх» (Le salaire de la peur, 1953) Анри-Жорж Клузо

11. «Шталаг 17» (Stalag 17, 1953) Билли Уайлдер

12. «Мадам де…» (Madame de…, 1953) Макс Офюльс

13. «Семь самураев» (Shichinin no samurai, 1954) Акира Куросава

14. «Дорога» (La Strada, 1954) Федерико Феллини

15. «Мунфлит» (Moonfleet, 1954) Фриц Ланг

16. «Сладкий запах успеха» (The Sweet Smell of Success, 1957) Александр Маккендрик

17. «Большой страх» (The Tall T, 1957) Бадд Беттикер

18. «Пэйтон Плейс» (Peyton Place, 1957) Марк Робсон

19. «Убийство по контракту» (Murder by Contract, 1958) Ирвинг Лернер

20. «Рио Браво» (Rio Bravo, 1959) Ховард Хоукс

 

 

 

Максим СЕЛЕЗНЁВ

 

Пятидесятые – сезон двоебрачия. Время, когда кинематограф вёл двойную жизнь. Бигамия? Подумать только, какая малая шалость для кино, за десятилетия своего существования знавшего необозримое число любовников и любовниц, назначавшего одних бессменными фаворитами, другим отмеряя лишь короткие встречи, а глубокую привязанность к иным годами скрывая от посторонних глаз. Но нет, пикантность ситуации 50-х не похожа ни на одну из этих частных связей, она выступает знаком более последовательного двоемыслия.

С одной стороны, именно 50-е обозначили предел той генеральной линии, избранной кинематографом в начале 30-х с приходом звука и студийных стандартов. «Искатели» Джона Форда – точка его наивысшего величия и властности, а вместе с тем растерянности. «Сказки туманной луны после дождя» Кэндзи Мидзогути – его красота, как в дневном, так и в ночном облике. «Незабываемый 1919-й» Михаила Чиаурели – его мерзейшая мощь и последняя мера маразма. Во всяком аспекте кинематограф приблизился к воплощению неприличных, аркадинских масштабов.

С другой стороны, чуть ли не в каждом значительном фильме десятилетия случается маленькое нарушение, еще только малозначительная деталь, но уже отменяющая аркадинскую силу и словно бы предугадывающая фильмы далёкого будущего. Непослушные актрисы Ида Люпино и Кинуё Танака в своих режиссёрских работах эмоциональной неопределенностью подрывают мелодраматический строй американской и японской традиций, впускают маленький хаос в географию чувственности – от Заречной улицы до итальянских белых ночей. Как будто оправдывая их «ведьминский» поступок, снимает свой фильм финский сценарист Роланд аф Хяллстрем, где с завораживающего танца «дьяволицы» снимается однозначное прочтение. Альфред Хичкок в «Неприятностях с Гарри» наряжает в осенние эсхатологические одежды дурковатых героев ситкома (в рифму ему отвечает Леонид Гайдай «Женихом с того света»). Терзается любовью-ненавистью к советской истории и эстетике Анджей Вайда. Проводят тревожную ревизию фильмов-эссе Ален Рене и Аньес Варда. Сам о том не догадываясь, снимает первую картину Нового Голливуда Джон Хьюстон. Каждый совершает свой неверный шаг.

Такому двоебрачию между прошлым и будущим едва ли есть оправдание или примирение. Но можно отметить, например, тот факт, что неслучайно Марк Донской, вечно живший в состоянии дикой расколотости, полуварваром-полуавангардистом, снимает свой самый яростный фильм именно тогда, в 1957-м.

 

В нестрогом ассоциативном порядке:

«Тихий человек» (The Quiet Man, 1952) Джон Форд

«Сказки туманной луны после дождя» (Ugetsu monogatari, 1953) Кэндзи Мидзогути

«Мистер Аркадин» (Mr. Arkadin, 1955) Орсон Уэллс

«Двоеженец» (Bigamist, 1953) Ида Люпино

«Любовные письма» (Koibumi, 1953) Кинуё Танака

«Портрет Га» (Portrait of Ga, 1952) Маргарет Тейт

«Ожившая ведьма» (Noita palaa elämään, 1952) Роланд аф Хяллстрём

«Весна на Заречной улице» (1956) Марлен Хуциев

«Белые ночи» (Le notti bianche, 1957) Лукино Висконти

«Ночь и туман» (Nuit et brouillard, 1955) / «Вся память мира» (Toute la memoire du monde, 1956) Ален Рене

«Неприятности с Гарри» (The Trouble with Harry, 1954) Альфред Хичкок

«Жених с того света» (1958) Леонид Гайдай

«Канал» (Kanal, 1957) Анджей Вайда

«Загадочный пассажир» (Pociag, 1959), Ежи Кавалерович

«Асфальтовые джунгли» (The Asphalt Jungle, 1950) Джон Хьюстон

«Забытые» (Los olvidados, 1950) Луис Бунюэль

«Жертвы греха» (Víctimas del pecado, 1951) Эмилио Фернандес

«Дом ангела» (La casa del ángel, 1957) Леопольдо Торре Нильссон

«Карманник» (Pickpocket, 1959) Робер Брессон

«Ночь демона» (Night of the Demon, 1957) Жак Турнёр

«Дорогой ценой» (1957) Марк Донской

 

 

 

Артём ХЛЕБНИКОВ

 

Улицы

Тени (Shadows, 1959) — Джон Кассаветис /  Умберто Д (Umberto D., 1952) — Витторио Де Сика

 

Сны

Хиросима, любовь моя (Hiroshima mon amour, 1959) — Ален Рене / Орфей (Orphée, 1950) — Жан Кокто

 

Семьи

Холостяцкая вечеринка (The Bachelor Party, 1957) — Делберт Манн / Ранняя весна (Sôshun, 1956) — Ясудзиро Одзу

 

Мужчины

Асфальтовые джунгли (The Asphalt Jungle, 1950) — Джон Хьюстон / Плата за страх (Le salaire de la peur, 1953) — Анри-Жорж Клузо

 

Женщины

Джонни Гитара (Johnny Guitar, 1954) — Николас Рэй / Сказки туманной луны после дождя (Ugetsu monogatari, 1953) — Кэндзи Мидзогути

 

Вестерн

Далёкий край (The Far Country, 1954) — Энтони Манн / Одинокий всадник Бьюкенен (Buchanan Rides Alone, 1958) — Бадд Боттикер

 

Нуар

В укромном месте (In a Lonely Place, 1950) — Николас Рэй /  Поезд (Pociag, 1959) — Ежи Кавалерович

 

Бэшка

Убийство по контракту (Murder by Contract, 1958) — Ирвинг Лернер / Странный (The Strange One, 1957) — Джек Гарфейн

 

Война

Удел человеческий I-III (Ningen no joken I-III, 1959-1961) — Масаки Кобаяси / Полёт стрелы (Run of the Arrow, 1957) — Сэмюэль Фуллер

 

Финал

Слово (Ordet, 1955) — Карл Теодор Дрейер / Искатели (The Searchers, 1956) — Джон Форд

 

 

 

Вячеслав ЧЁРНЫЙ

 

1. «Четыреста ударов» (Les quatre cents coups, 1959) Франсуа Трюффо

2. «Окно во двор» (Rear Window, 1954) / «Головокружение» (Vertigo, 1958) Альфред Хичкок

3. «Всё о Еве» (All About Eve, 1950) Джозеф Лео Манкевич

4. «Карманник» (Pickpocket, 1959) Робер Брессон

5. «Большой нож» (The Big Knife, 1955) / «Целуй меня насмерть» (Kiss Me Deadly, 1955) Роберт Олдрич

6. «Печать зла» (Touch of Evil, 1958) Орсон Уэллс

7. «Джонни Гитара» (Johnny Guitar, 1954) Николас Рэй

8. «Хиросима, моя любовь» (Hiroshima mon amour, 1959) Ален Рене

9. «Рио Браво» (Rio Bravo, 1958) Ховард Хоукс

10. «Сансет Бульвар» (Sunset Blvd., 1950) Билли Уайлдер

11. «Лето с Моникой» (Sommaren med Monika, 1953) / «Седьмая печать» (Det sjunde inseglet, 1957) Ингмар Бергман

12. «Человек с Запада» (Man of the West, 1958) Энтони Манн

13. «Искатели» (The Searchers, 1956) Джон Форд

14. «Мунфлит» (Moonfleet, 1955) Фриц Ланг

15. «Слово» (Ordet, 1955) Карл Теодор Дрейер

16. «Не тронь добычу» (Touchez pas au grisbi, 1954) Жак Беккер

17. «Слова, написанные на ветру» (Written on the Wind, 1956) Дуглас Сирк

18. «Здравствуй, грусть» (Bonjour tristesse, 1958) Отто Премингер

19. «В порту» (On the Waterfront, 1954) Элиа Казан

20. «Белые ночи» (Le notti bianche, 1957) Лукино Висконти

 

 

Читайте также:

Наши 60-е: выбор авторов Cineticle

Наши 70-е: выбор авторов Cineticle

Наши 80-е: выбор авторов Cineticle

Лучшие фильмы 90-х: выбор авторов Cineticle

The Best Films of the ’90s: critics and directors poll

ТОП-10 главных фильмов 2000-х

5 фильмов, которые я хочу тебе показать