Число «2020» – символ повторения, хотя едва ли кто-нибудь захочет, чтобы этот год повторился. Но, как и прежде, наш журнал продолжает традицию, которой мы желаем повторяться несмотря ни на что, – традицию подводить итоги. 2020-й заслуживает памяти, которую оставят по себе имена и названия – хорошо известные или открытые лишь в этом году – в любом случае, заключающие в себе мощность свежего взгляда и потому собранные авторами Cineticle в единый силовой поток.
Среди множества заслуживших быть названными фильмов, вышедших в этом году, «Виталина Варела» Педру Кошты возвышается благодаря не только классической строгости и мастерским светотеням, но и человеческому достоинству героев Кошты. Поздравить режиссёра спешит португальская компартия, либеральная общественность – и мы.
В этом году нам наконец представился радостный случай чествовать одного из хранителей нашего журнала Марка Раппапорта, чей «В прошлом году в Дахау» стоит многих документальных сериалов, смысл которых размазан и распотрошён. Третье место – увы, лобби дояров оказалось сильнее монтажёров в белых перчатках.
«Женщина, которая убежала» Хон Сан Су – фильм у подножия пьедестала. Но едва ли нахождение второго нашего хранителя на «лишённом почётности» месте важно для тех, кто разглядел в «Женщине» метод нарушения и разрушения реальности – такой обыденной, скучной и простой. Далее, проявляя себя в каждой позиции нашего топа, этот метод становится главенствующим: сгущается, словно бескрайняя ночь, в сердце которой пульсирует жизнь.
Завершает же список – в качестве своего рода домашнего задания на следующий год – «Криминалистическая мания» Хлои Галибер-Лене, то охваченной бредом интерпретации, то со здоровой долей скептицизма ставящей вопрос: поняли ли мы хоть что-то в увиденном, – в кино и вокруг себя.
ТОП-10 фильмов 2020 года
1. «Виталина Варела», Педру Кошта
2. «Первая корова», Келли Рейхардт
3. «В прошлом году в Дахау», Марк Раппапорт
4. «Женщина, которая убежала», Хон Сан Су
5. «Мартин Иден», Пьетро Марчелло
7. «Нос разбит, в карманах пусто», Билл Росс IV, Тёрнер Росс
8. «Мой мексиканский брецель», Нурия Хименес
9. «Бескрайняя ночь», Эндрю Паттерсон
10. «Криминалистическая мания», Хлоя Галибер-Лене
***
Списки редакции
Александра Боканча: От Луки Маринелли до Луки Мудищева – 1 промилле
Дмитрий Буныгин: Ты смотришь фильмы, пишешь тексты и через какое-то время умираешь
Олег Горяинов: «Новая этика» в 32 фильмах и 7 теоремах
Мария Грибова: Послания неназванному адресату
Максим Карпицкий: В сердце своё личное глядишь
Юлия Коваленко: То, что не принесло дополнительного знания о вселенной никаким важным способом
Дарина Поликарпова: Разговор на птичьем языке
Максим Селезнёв: Фильмы – это хронические болезни
Яна Телова: Стереть, чтобы помнить
Алексей Тютькин: В поисках кинематографа сознания
Артём Хлебников: Свет из иных миров