Кинонэцке Киора Янева

 

В 2020 году в издательстве Jaromír Hladík press был опубликован роман Киора Янева «Южная Мангазея». Спустя несколько лет читатель, хорошо выучивший уроки истории литературы, без сомнений и колебаний может заявить: слепота и лень большинства – вернейшая характеристика того, что тогда было написано нечто, выходящее из ряда вон, сложное, но приглашающее к наслаждению от текста.

Не нужно отыскивать потерянное время и справлять поминки по Финнегану, чтобы, открыв всего лишь седьмую страницу «Южной Мангазеи», понять: предстоит тяжёлая, но интересная работа по распутыванию словесной пряжи; читатель-Тезей переступает порог Лабиринта, не подозревая, кто живёт в его сердцевине и приступает к чтению на свой страх и риск.

Стиль Александра-Киора Янева можно было бы назвать «барочным», если бы этот эпитет не был практически стёрт критиками всех мастей, напрочь потеряв свой смысл. Янев написал «Южную Мангазею» так, чтобы читатель понял, что язык – это Амазонка, которую не спрямить, не выровнять в струнку. Меандры языка, сложнейший синтаксис, густая метафоричность, любовь к молниеносному переключению регистров – так грубо и неточно можно характеризовать роман Янева. Однако при чтении невозможно впасть в подозрение, что эрудит-автор просто выдумал этот стиль и теперь нарочно запутывает читателя: жизнь и язык Южной Мангазеи выговариваются и проговариваются через Янева. Иначе написать было бы нельзя. Если читатель будет благодарным и внимательным, тогда текст станет щедрым, подарит смех или грусть.

Синефил, который не хочет только лишь стирать свои глаза о киноэкран, тоже вправе стать благодарным, так как треть «Южной Мангазеи» занимает «Приложение», названное «Фильмотека, просмотренная Викчем на лопатках Черенковой». Это собрание коротких кинорецензий, названных автором «кинонэцке»; Cineticle с любезного разрешения Киора Янева и его издателя Игоря Булатовского представляет спецпроект, в котором републикует все рецензии из романа – и несколько новых.

Несомненно, что и эти рецензии-«кинонэцке» не станут простым чтением. Их невозможно да и не нужно читать много, запоем. Фильмы, увиденные Яневым, охватывают более века, но жестоко ошибётся тот, кто будет исходить из предубеждения, что перед ним – киноэнциклопедия или попытка написать историю кино. Можно быть уверенным лишь в одном – перед вами уникальный опыт текста, который вы можете превратить в уникальный опыт чтения.

Для удобства «кинонэцке» скомпонованы в двенадцать частей, которые расположены в хронологическом порядке:

 

Кинонэцке (1913 – 1924)

 

Кинонэцке (1925 – 1930)

 

Кинонэцке (1931 – 1939)

 

Кинонэцке (1940 – 1946)

 

Кинонэцке (1947 – 1954)

 

Кинонэцке (1955 – 1958)

 

Кинонэцке (1959 – 1965)

 

Кинонэцке (1966 – 1971)

 

Кинонэцке (1972 – 1981)

 

Кинонэцке (1982 – 1993)

 

Кинонэцке (1999 – 2010)

 

Кинонэцке (2011 – 2021)

 

 

 

Заглавная иллюстрация: Вета Янева