Выпуск 2

 

ТЕМА НОМЕРА:

Французское кино сегодня

 

Круглый стол авторов Cineticle

 

 

ФОКУС:

Неудобные миры Оливье Ассаяса

Автор: Станислав Битюцкий

Задавая вопросы, формулируя их прежде всего для себя, Оливье Ассаяс пытается найти новые средства для того, чтобы рассказать о современном мире, используя порой в качестве предлога любовную историю как отправную точку для развития фильма

 

Другой – это Филипп Гранрийе

Автор: Сергей Дёшин

«Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу, Утратив правый путь во тьме долины». Эти знаменитые начальные строки  «Божественной комедии» являются возможно лучшим эпиграфом кинематографу французского режиссера Филиппа Гранрийе

 

Jesus was a sailor

Автор: Олександр Телюк

Бруно Дюмон в контексте современного французского кино занимает место внестилевого одиночки, посла абсолютной серьезности, эзотерика, мечтающего о неподдающееся ему простоте зрительского жанрового кино

 

Эжен Грин, Нью-Йорк, штат Лютеция

Автор: Алексей Тютькин

Возможно, Грин является последним модернистом среди постмодернистов. Или первым модернистом после постмодернистов. Цитация признаётся им неуместной, игровые аллюзии – пошлыми и невыносимыми. Грин делает новое кино – то ли в рамках жестокого самоконтроля, то ли с чёткой установкой на личное, только на личное

 

Между мирами

Автор: Константин Бандуровский

Бертран Бонелло, композитор по своему первому образованию, пришел к кино не сразу. Кино его привлекло своими возможностями создавать тотальный мир, вполне сопоставимый с теми мирами, в которых мы живем

 

Голос народа

Автор: Олександр Телюк

Подобно к великому Камю, чей судьбою также связаны Франция и Алжир, Амёр-Займеш на флагшток своих антропологических исследований поднимает знамя гуманизма, что в альянсе с доверием к природе кино, делает его, вероятно, одним из самых любопытных авторов появившихся в Франции в нулевых годах

 

Имитация жизни

Автор: Георгий Ромм

Сегодня говоря о французском кино, одним из первых имен, что неизменно сорвется с уст — будет имя Арно Деплешена. Возможно, самого французского режиссера в современной Франции. Режиссера традиционалиста, но и режиссера-новатора.  Большого романиста, взявшегося за камеру с целью вернуть «слова домой»

 

Провокация как искусство

Автор: Евгений Карасев

Вот уже почти 20 лет Гаспар Ноэ делает кино провокационно-претенциозное, и пока что эти два элемента его фильмов находятся в некотором подобии гармонии. Начав со среднеметражки «Плоть/Падаль» в 1991 году, Ноэ эпатирует буржуазного зрителя, вытряхивая из-под брони благополучия остатки живых чувств

 

 

СЛОВА:

Арно Деплешен: Возвращать слова домой

Арно Деплешен сегодня, по праву, считается одним из виднейших французских режиссеров. Наследник «новой волны». Любимец Алена Рене. Шесть из семи его фильмах оказывались в итоговом ТОПе от «Кайе  дю синема». Все его фильмы становились безусловным событием во французском кино

 

Клер Дени: Более насыщенное, чем кино

В фильмах Клер Дени понятие чужеродности возводиться в степень абсолюта, ее герои, испытывая постоянное давление извне, вынуждены объединяться в общины по национальной или социальной принадлежности. А красота тела, подмеченная объективом видеокамеры, сопоставима с красотой первозданной природ

 

Эжен Грин: Я НЛО, прилетевшее из 70-х и приземлившееся в начале XXI века

В кино Эжен Грин пришел из театра. До этого, перебравшись из Америки во Францию, он навсегда порвал со своим прошлым. В результате, Грин практически не говорит на английском, называет себя исключительно на французский манер — Эжен.  И привнеся в кино забытый привкус барочности, похоже, надолго утвердился в списке главных

 

Рабах Амёр-Займеш: Кино не снимают, за ним охотятся

Специалист по городской антропологии, Рабах Амёр-Займеш, ушел в кино, потому что почувствовал, что «есть что-то такое в глубине его сердца, что требует свободного выражения». Любовь к свободе и к рефлексии бросается в глаза во всех его фильмах

 

Филипп Гранрийе: Моя мечта – создать полностью «спинозианский» фильм

Один из самых ловких визионеров и свободных мыслителей французского авангарда Филипп Гранрийе – автор трех фильмов, напоминающих беконианские транскрипции, и, позволяющих считать его одним из лидеров в селекции новых средств выражений в кино. Сineticle публикует перевод разговора Гранрийе с профессором Сорбоны Николь Бренэ

 

Пьер Леон: Сегодняшнее авторское кино построено на развалинах старого стиля

Некоторые из нас сразу поняли весь кошмар произошедшего: ликвидация радикальных и совершенно свободных экспериментов 70-х годов, до сих пор находящихся в опале – смелейших фильмов Риветта («Аут 1»), Дюрас («Грузовик»), Веккьяли («Женщины женщины»), Бьетта («Театр Материй»). И начало того, что я бы назвал Реставрацией

 

 

ТЕКСТЫ:

35 стопок рома (35 rhums)

Автор: Дмитрий Здемиров

В «35 шотах рома» мы не находим характерной для более ранней Клер Дени «смеси чувственности и ригоризма», которую отмечал все тот же Михаил Брашинский. Персонажи – все четверо из живущих в компартменте – отделены от зрителя, отделены настолько же, насколько они отделены от живущих вне стен компартмента

 

Человеческий фактор (La question humaine)

Автор: Олег Горяинов

«Кадровый вопрос» — это и фильм и лист бумаги одновременно. Тот лист, на котором написанные слова медленно исчезают, растворяются до неразличимости. Тот фильм, которому удалось побороть слово, погружая зрителя в состояние зачарованного ужаса

 

Франция (La France)

Автор: Станислав Лукьянов

Бозон снял один из шедевров современного кинематографа. Сочетая достоверность с новаторскими приемами, остраняющими происходящее, Бозон добивается необходимого резонанса от показываемого на экране, той печальной и волнующей ноты, которая звучит в нас после просмотра

 

Чарли (Charly)

Автор: Станислав Битюцкий

Говоря о «Чарли» Изильд Ле Беско, появляется соблазн выстроить цепочку наследия. Начиная «Обнаженным детством»,  дебютным фильмом Мориса Пиала, вспомнив Брюно Дюмона, обратившись к образу Кабирии Фредерко Феллини и затем, плавно перейдя к Робберу Брессону, пожалуй, самому авторитетному имени среди французских молодых…

 

Дни, когда меня не существует (Les jours o? je n’existe pas)

Автор: Полина Тодорова

Это соседство смерти и показывает в своей картине Жан-Шарль Фитусси. Главный герой фильма Антуан живет «неполноценной» жизнью: каждые вторые сутки он исчезает ровно на 24 часа. Когда он возвращается из небытия, то ничего не помнит и не ощущает пройденного времени. Он может продолжать мыслить о том, о чем начал два дня назад

 

Доктор Шанс (Docteur Chance)

Автор: Евгений Карасев

Будучи человеком весьма начитанным и насмотренным, Оссанг выстраивает в «Докторе Шансе» не столько сюжет в привычном понимании, сколько аллюзивный фон в лучших традициях двух главных французских «пост-»: постструктурализма и постмодернизма

 

Через лес (? travers la for?t)

Автор: Станислав Битюцкий

«Через лес» мог бы стать восхитительным фильмом. Фильмом уровня «Дни, когда я не существую» Жана-Шарля Фитусси или «Франции» Сержа Бозона. Картиной не для не всех, но картиной для многих

 

Невинность (Innocence)

Автор: Станислав Лукьянов

Вдохновлявшаяся при создании визуального ряда картинами бельгийского художника Магритта Хадзихалилович вводит в фильм множество сюрреалистических элементов, создавая тем самым атмосферу сновидения

 

Монпарнас (Montparnasse)

Автор: Олександр Телюк

Придерживаясь в французской культуре линии Флобера и Золя, а во французском кино – несомненно Ромера, Эрс является преданным заложником стереотипного чаяния о том каким должен быть предмет искусства в понимании грамотного француза

 

Рисуй или занимайся любовью (Peindre ou faire l’amour)

Автор: Дмитрий Здемиров

Со времен трубадуров французы известны, как самая куртуазная нация. Им же принадлежит заслуга «открытия» того факта, что женщина после тридцати может быть прекрасна, способна любить, вызывать желание и – быть любима. Выражение «бальзаковский возраст» накрепко укоренилось в языке

 

Стадион Уимблдон (Le Stade de Wimbledon)

Автор: Станислав Битюцкий

В своем интервью Амальрик признается, что боялся стать заложником слова. Боясь при этом еще и банальности, «боясь быть пошлым»  если перефразировать одного из персонажей фильма.  Прибегая к импровизации, снимая некоторые кадры буквально на ходу, в последний момент, подчиняясь лишь сиюминутному порыву – восходу солнца,…

 

Завтра на рассвете (Demain d?s l’aube)

Автор: Олександр Телюк

Деркур аккуратистки создает удобное кино, которое считалось бы достаточно сдержанным для претензии на наличие личного почерка, если бы не выводило в предмет авторской гордости неумение отступать ни на полмиллиметра от генеральной линии своего академизма

 

Ядовитые дружбы (Les amiti?s mal?fiques)

Автор: Олег Горяинов

«Ядовитые дружбы» – конгениальная иллюстрация научных изысканий Пьера Бурдье. В картине все сюжетные ходы встраиваются в логику детерминизма литературного сообщества, согласно которой любой пишущий, оказавшийся в рамках институций, неизбежно привлечет к себе внимание

 

Молодой лейтенант (Le petit lieutenant)

Автор: Станислав Лукьянов

Стихия фильма Бовуа – это суровый, даже серый, словно пасмурный день, реализм. Жизнь парижского сыщика не предполагает романтичных погонь с перестрелками и визжащими шинами, а только унылое прочесывание общежития за общежитием

 

Моя девочка не хочет… (Non ma fille, tu n’iras pas danser)

Автор: Олег Костишин

«Моя девочка не хочет…» остаётся самым значительным произведением Оноре, контрольной и самой цельной работой, определяющей, его почерк. В разрезе всего современного французского кино с его уходящими мастерами, он, видимо, останется важной формирующей фигурой, способной связывать современность и прошлое

 

Король побега (Le roi de l’?vasion)

Автор: Олександр Телюк

Гротескный реализм фильмов Гироди представляет собой взвар регионализма, узких политических подмигиваний и неожиданных гитарных номеров, а мужской гетеросексуализм выступает в них на правах редкостной патологии

 

Кус-кус и барабулька (La graine et le mulet)

Автор: Станислав Битюцкий

В «Кус-кус и барабульке» Кешиш в очередной раз дает настоящий мастер-класс работы с актерами-непрофессионалами. Репетиции, схожесть со своими персонажами – безусловно. Все это было и у Пиалы и, в первую очередь, у Брессона. Но, в отличие от них, Кешиш отказывается бросать своих актеров на войну с пространством кадра

 

Киска с двумя головами (La chatte ? deux t?tes)

Автор: Станислав Лукьянов

В обшарпанном же грязном кинозале, чей пол усыпан скомканными использованными салфетками, далеко до подобной задушевности. Вуайеристская природа кинематографа возводится Ноло в квадрат. Сидящий в темноте кинозала зритель смотрит на экран и как бы подсматривает за находящимися в другом кинозале