Когда мы только задумывали журнал Cineticle, одной из главных наших целей была возможность открыто говорить обо всем, что нас интересует. Не боясь слов, не скупясь на излишние признания в любви или жесты нарицания. В этом смысле Cineticle – это не только журнал об авторском кино, но и журнал о любви к кино (см. наш манифест). Мы весьма символично начали с темы полнометражного дебюта как первого шага, первого порыва навстречу новому миру. И наш второй номер кажется замечательным продолжением этого движения – посвящением современному авторскому кино Франции как страны, остающейся главным источником вдохновения, основной кинематографией этого мира.
Французы изобрели кино (причем, как замечательно заметил Годар в своей «Истории кино», придумав кино как изначально некоммерческое искусство), они же дали ему новый импульс к жизни. Теперь каждый раз, говоря об авторском кино, мы неизменно обращаемся к Франции, вспоминая в числе прочего «новую волну» как точку отсчета нового мира. Где Годар равносилен Гриффиту и Эйзенштейну, Трюффо – целая система координат, а Риветт, Рене и существующий еще ранее Брессон – едва ли не главные модели развития современного киноязыка. Сегодня, говоря уже о новых поколениях кинематографистов, мы неизменно вспоминаем эти имена. Добавляя к ним еще и Гарреля, Пиалу, Ромера и многих других. И это лишь подтверждает факт, что французское кино – это еще и его история (выбранная в качестве союзника или обозначенная в качестве главного оппонента).
Обо всем этом мы как раз и говорим на нашем первом Круглом столе. В нашем новом начинании, весьма символичном (как, если не через дискуссию, можно приблизиться к истине?), основанном на импровизации, проведенном без каких-либо заранее заготовленных текстов. Отсюда, возможно, и некоторая сумбурность высказываний, обрывистость некоторых фраз, где ряд вопросов так и остаются повисшими в воздухе. Но одновременно это и то, чего мы в какой-то мере добивались. Собраться вместе и поговорить обо всем. Не заключая себя в рамки, не имея никаких абстрактных обязательств. Это диалог безнадежно влюбленных в кино, и во французское кино в частности. Попытка принятия и осознания этой своей любви.
Последнее, по большому счету, можно сказать и о нашем втором по счету номере. Где во главу угла ставятся вкусовые приоритеты и ориентиры, разбросанные по разным стилистикам и жанрам. Где нет места Жене и Бессону, где «барочная волна» – уже частичка истории, где французское кино – это не только вычурные Деплешен и Грин, но и Амёр-Займеш, и Адбелетиф Кешиш. И где наряду с «современными классиками» (понятие еще, безусловно, крайне спорное, о чем, собственно, и не преминул сказать нам Пьер Леон, но все же имеющее право на жизнь) Деплешеном, Дени и Ассаясом, существует и целая волна молодых режиссеров, со своими первыми фильмами, со своими особыми виденьями и абсолютно новыми мирами.
Именно об этом весь наш номер. О фильмах и режиссерах современной Франции. О возможности разобраться в их месте в сегодняшнем кино, через тексты о них, через переосмысление их работ и высказываний. И в этом смысле это прекрасное продолжение того, что мы начали месяц назад. Того, что намерены продолжать и далее.