Вернер Шрётер: Палермо или Вольфсбург (1980)

 

«Палермо или Вольфсбург» (Palermo oder Wolfsburg)

Реж. Вернер Шрётер

Германия, 1980

 

Во время просмотра кажется, что смотришь не фильм Вернера Шрётера, а что-то из ряда фестивального мейнстрима. Три часа неторопливого безупречного повествования, без резких монтажных переходов, без надрыва, страсти, неожиданных аллегорий, без всего того, чем характерны работы немецкого режиссера. Фильм кажется приглушенным, как будто сам Шрётер спускает его на тормоза. И катится он еще добрые пару километров, оставляя следы позади. Возможно, тем вернее он должен осесть в памяти, но выветривается оттуда довольно быстро. Он лишен ярких образов ранних фильмов Шрётера, благодаря которым они волнуют, интригуют, легко запоминаются. «Палермо или Вольфсбург» кажется настолько  формально выхолощенным, насколько главная тема фильма – трудовая миграция – заострена. Шрётер проводит бедного выходца из Италии, приехавшего в Германию на заработки, по всем кругам иммигрантских злоключений. От причин уезда до трудностей адаптации к новой жизни в новых условиях. Поэтичность итальянцев противопоставляется сухой прозе немцев. Песни и музыка аграрного юга оказываются не столь нужными в промышленно развитой стране с ее механизированным индустриальным шумом. Сосуществование этих двух миров невозможно и приводит к неизбежному конфликту. В результате, главный герой, руководствовашийся понятиями чести, а не холодным расчетом, оказывается на скамье подсудимых. Во время своего заключения он мастерит домик из спичек. Тот становится метафорой Германии, общего дома, готового воспламениться в своем де-юре совершенстве. Де-факто, Шрётер в названии употребляет союз или, предполагая четкий выбор, невозможность соединения того, что олицетворяют собой «палермо» и «вольфсбург», то есть условные феодализм и капитализм с характерными для них социально-экономическими  отношениями и  культурными принципами.

В подобном противопоставлении можно разглядеть классовую борьбу, которая у Шрётера приобретает вид борьбы формаций: не рабочий vs хозяин, а крестьянин vs рабочий, аграрий vs промышленник. И в этом противостоянии Шрётер верен себе. Он выбирает сторону «палермо» с их вольным духом, страстью, пением, музыкой, со всем тем, чем, собственно, и обделен фильм. Марксистский подход придает ему консервативности, добавляет веса, даже излишне полнит. В нем Шретер выступает в роли маститого, уважаемого режиссера, снимающего крепко сбитые эпики. К счастью, для режиссера этот фильм окажется лишь этапом, составившем дилогию на пару с «Королевством Неаполь».

 

Никита Поршукевич

 

Путеводитель по фильмографии Вернера Шрётера:

 


 

– К оглавлению проекта –