Вернер Шрётер: Генеральная репетиция (1980)

 

«Генеральная репетиция» (Die Generalprobe)

Реж. Вернер Шрётер

Италия, Германия, 1980

 

«Генеральная репетиция»  первый опыт Шретера на территории документального кино. Однако, как можно было ожидать, репортаж о театральном фестивале в Нанси 1980 года стал для него лишь поводом для продолжения  своего аллегорического приключения. Фильм вырастает из разнородного материала: фрагменты выступлений Пины Бауш, Пэт Олеско, Кадзуо Оно прерываются личным дневником-фантазией, регистрирующим диалог с Мостефой Джаджамом, и совершенно неожиданными не то игровыми, не то случайными абсурдистскими фрагментами. Языковая полифония добавляет общей конструкции неустойчивости в зрительском восприятии. То, что должно было рассказать о фестивале, бросает зрителю в лицо серию жестов, провоцирующих аффект, но напрочь устраняющих возможность целостного представления.

«Генеральную репетицию» Шретер поставил после успеха своего предыдущего фильма «Палермо или Вольфсбург» на берлинском фестивале. Подобное признание оказалось новым вызовом – как не впасть в соблазн (по)нравиться публике. Во многом поэтому «Генеральная репетиция» заряжена таким критическим импульсом. Фильм открывает закадровая речь, в которой упоминается работа Зиберберга «Гитлер – фильм из Германии». Этот знаменитый «немецкий фильм» следует считать точкой предельной политизации Шретера. Зиберберг не только показал, как не надо снимать Германию, но и стал условием преодоления рефлексивной инерции (в) кино. Так Шретер преобразовал свой метод: фрагментарная аффективность кино-осколков композиционно сложилась в пазл, детали которого рассыпаются тем стремительнее, чем сильнее усилие придать картине завершенность.

В одном из эпизодов Пэт Олеско спрашивает странного бородатого мужчину, находящегося весь фильм за стеклянной стеной: «скажите, вы боитесь смерти?» «Театра?», переспрашивает он. Эта рифма задает интонацию как фильму, так и почти всему проекту Шретера. Преодолеть страх смерти способностью вступить с ней в сценическую игру. И здесь Шретер покидает вместе со своими героями конвенциональную сценическую площадку, выходя на улицы, освобождая «Представление» от необходимости соизмерять себя рамками зала и границами жанра. «Генеральная репетиция» — далеко не первый опыт Шретера на территории документального кино.

 

Олег Горяинов

 

Путеводитель по фильмографии Вернера Шрётера:

 


 

– К оглавлению проекта –