«Эйка Катаппа» (Eika Katappa)
Реж. Вернер Шрётер
Германия, 1969
Непостижимая тайна имени Мария навевает легкую меланхолию, разбавленную сумрачными историческими аллюзиями. Мария – одновременно вдохновляющая и в то же время – одурманивающая. Её имя уже само по себе «ритуал», так завораживающий Вернера Шрётера. Не случайно в качестве первых кадров/сцен он выбирает «оплакивание Христа» Марией Богородицей и Марией из Магдалы, а также фотографию Марии Каллас, в чем голосе одновременно звучит плач матери и «распутницы». Рассинхронизирование звука и изображения приобретает свою логику. Между ними на всем протяжении фильма приходится выискивать ментальную связь. При помощи монтажа Шрётер роднит Зигфрида с Элвисом Пресли, горбуном из Нотр-Дама, итальянским гастарбайтером, певичками из кабаре. Если не пускать фильм на самотек, а собирать его по кусочкам, то предстает настоящий эпический клубок, собранный из временных и культурный наслоений. Шрётер перекидывает «мост через бездну» и буквально пишет свой манифест. Позже, заявленные в фильме темы, выйдут отдельными работами, такими как «Смерть Марии Малибран», «Пилот бомбардировщика», «Палермо или Вольсфбург». В этом отношении «Эйка Катаппа» идеальный дебют (полнометражный), задающий тон всему творчеству режиссера.
Никита Поршукевич
Путеводитель по фильмографии Вернера Шрётера: