Пытаться определить место Вернера Шрётера в истории кино – занятие заведомо бесперспективное. Единственный путь – переопределить само понятие «история кино». Будучи близок очень многим представителям «нового немецкого кинематографа», Шрётер не стал частью никакой «волны», равно как и не задал собственную традицию. Однако акцент на индивидуализме в его случае является не позой эстетствующего декадента, а движением по направлению к иному режиму чувственного, альтернативному пониманию возможностей и задач кино-образа. Координаты созвездия, которому принадлежит Шрётер, нанесены едва уловимой пунктирной линией в пространстве кино.
В рамках данного проекта Cineticle предлагает ряд материалов, которые призваны придать этой фигуре большую контекстуальную определенность и развенчать серию «мифов» и спекуляций, скопившихся вокруг этого имени. В частности, ошибочным представляется подход, согласно которому творчество Шрётера понимается через более «крупные фигуры», например, Фассбиндера. Алексей Тютькин в статье «Режиссеры-политики. Фассбиндер, Шрётер, Шмид» показывает, как следует смотреть «миноритариев» не в связи, а наравне с «мэтрами». Какова связь между декадансом и китчем? Никита Поршукевич в статье «Похвала изысканной невоздержанности» предлагает поэтическую интерпретацию кинематографа Шрётера, опираясь на образ «проклятого поэта». Почему ошибочна генеалогия – от барочной эстетики к постмодерну? Олег Горяинов в статье «К археологии иной Современности. Вернер Шрётер и барокко» предлагает видеть в режиссере фигуру, воплощающую иной тип кинематографической рациональности. Какая опасность следует за сведением кинематографа Шрётера к серии поз и аффектов? Мария Торхова обозначает её контуры в статье «I WOULD PREFER NOT TO (WRITE ABOUT WERNER SCHROETER) if only in the company of Francis Bacon» и протягивает нити к столь близким для Шрётера фигурам как Жиль Делёз и Фрэнсис Бэкон. Глава из книги Мишель Лэнгфорд «Аллегорический образ» предлагает образец академического прочтения фильмов Шрётера. Наконец, путеводитель по миру Вернера Шрётера – бьёт в разные точки, тем самым расширяя горизонт восприятия каждого грядущего зрителя.
Похвала изысканной невоздержанности
Собрать все визуальные образы Вернера Шрётера | Никита Поршукевич
К археологии иной Современности
Вернер Шрётер и барокко | Олег Горяинов
I WOULD PREFER NOT TO (WRITE ABOUT WERNER SCHROETER) if only in the company of Francis Bacon
Шрётер и Делёз | Мария Торхова
Режиссеры-политики. Фассбиндер, Шрётер, Шмид
Снимать политически? | Алексей Тютькин
Мишель Лэнгфорд. Аллегорические образы
Мизансцена, время и жесты в кинематографе Вернера Шрётера | Перевод: Оксана Вивсянюк
Путеводитель по фильмографии Вернера Шрётера: