Название данного проекта — CA (Creative Agitation) — позаимствовано у американского кинематографиста Трэвиса Уилкерсона, который описывает задачу своего начинания как «стремление объединить творческий и политический акт в абсолютном единстве», что призвано «усилить резонанс их обоих». Для Уилкерсона речь идёт о создании таких визуальных объектов, которые, будучи укоренёнными в жест(о)кой реальности исторической фактуры, не сводятся к «голым фактам», но проходят обработку одновременно критической рефлексией и чувственным вовлечением. Агитация для Уилкерсона — это синхронное убеждение аргументом и принуждением аффектом. Очевидно, что такой подход характеризует далеко не только работы американского режиссёра, но и немалую часть как архива истории(-й) кино, так и творчество современных кинематографистов. Однако констатации самого факта данности такого рода образов-как-жестов, направленных не на удвоение реальности путем порождения новых грёз (то, чем занимается конвенциональный кинематограф), но на расщепление реальности путём попадания в лакуны, трещины и дыры, изящно сокрытые иллюзией целостного коллективного воображаемого, не достаточно. Наличие фильмов такого рода необходимо сделать явным, упорствующим в своём присутствии здесь и сейчас. Creative Agitation – это режим существования (кино)искусства, который требует продолжения, но так же такое кино нуждается в привлечении внимания. Будучи загнанным либо в гетто предельного обобщения в качестве «политического кино», либо погребённым под пыльным архивом давно забытого прошлого, либо выведенным за скобки фестивального мейнстрима под ярлыком «современных маргиналов» — фильмы-жесты в модусе CA требуют внимания историков, критиков и киноведов. Именно этому будет посвящён новый проект Cineticle, в рамках которого мы станем говорить как о ныне действующих режиссёрах, так и о политических активистах прошлого.
Первой, а точнее нулевой главой (текст уже был опубликован в начале года, однако его герой как никто другой просится на первую страницу данного проекта) в этом повествовании является рассказ об одном из самых важных современных французских политических активистов с камерой в руках. Сильвен Жорж, так же как и Уилкерсон, в полной мере воплощает стремление синхронизировать три потока: документальной констатации текущей катастрофы, её аналитической проработки и чувственной агитации к борьбе.
Вторая и третья главы в CA-project – результаты архивной работы в двух направлениях. Во-первых, перепрочтение опыта Александра Медведкина, казалось бы, давно уже признанного классика, но именно под этим ярлыком и проигнорированного и забытого (условной) Современностью. А, во-вторых, первое приближение к практически забытому и(ли) неизвестному герою политической борьбы средствами кино — Никосу Папатакису, греко-эфиопо-французу удивительной судьбы. В следующих главах можно будет узнать как о «наших» современниках, так и о других забытых героях архива.
Однако сказать, что данный проект Cineticle начинается с нуля — совершенно не уместно. Достаточно вспомнить 18-й номер журнала, посвящённый политическому кино, а так же отдельные публикации, например, о Крисе Маркере, Харуне Фароки, Рабах Амёр-Займеше и многих других. Если не переводить насильно всю предшествующую работу в журнале под рамки CA-project, обращение к этим текстам представляется оправданным, так как они и стали некоторой точкой отсчета для текущего проекта.
В фильме «На память» Марка Карлина, ключевой фигуры для анти-канона кинематографа Creative Agitation, повествование складывается как серия фрагментов, призванных сохранить в памяти кусочек материала прошлого, который настойчиво пытаются забыть — как неудобный, нарушающий изящную тотальность и завершённость мифа истории как истории-примирения-и-прощения. В фильме Карлина эти фрагменты совершенно не подстраиваются друг под друга, так и не позволяя сложиться в альтернативную картину другой Большой (контр-)истории, оставаясь тем, чем они были изначально — колющими предметами, проникающими в зрительское подсознание, и ставящими крест на стремлении к успокоению. В пределах куда более скромных масштабов и амбиций CA-project стремится внести в коллективное (бес)сознательное, по меньшей мере, некоторое беспокойство, призванное разрушить иллюзию возможной гармонии и спокойствия. Как минимум в рамках истории кино. (Олег Горяинов)
Материалы проекта:
От красоты политического действия к красоте художественного жеста: «Париж это праздник – фильм в 18 сериях» Сильвена Жоржа | Олег Горяинов
Круги насилия Никоса Папатакиса | Олег Горяинов
Александр Медведкин и группа «СЛОН»: прицельный огонь активного кинематографа | Александра Боканча
Я иду, пока вру. Логика вымысла Трэвиса Уилкерсона | Дмитрий Буныгин
«Прочитать» флаг Родины. Кадр из фильма «Пулемёт или печатная машинка» Трэвиса Уилкерсона | Анагата Жулитова
«Чечилия» Жана-Луи Комолли: бегство (от) анархизма | Олег Горяинов
Агит-перевод: «Восстание рыбаков» Анны Зегерс и Эрвина Пискатора | Олег Горяинов
«Если он кончит в меня – я погиб». Видео Марлона Риггза, выжившее в смертельной ловушке | Статис Боранс
«Искусственный интеллект на войне»: романтическое путешествие Флорана Марси и робота Соты | Максим Карпицкий