Выпуск 10

 

ТЕМА НОМЕРА:

Выпуск №10: В ожидании кино

Каннских фаворитов мы уже все смогли увидеть, что вряд ли стало особым откровением. Теперь на очереди фильмы Венеции.

 

Венеция 2011. Дайджест

10-го сентября в Венеции завершился главный кинофестиваль осени. Напомним, жури под председательством Даррена Аронофски назвало лучшим фильмом международного конкурса картину Александра Сокурова «Фауст». Cineticle предлагает подборку отзывов мировой прессы о самых интересных премьерах 68-й Венеции в порядке их демонстрации на фестивале.

 

 

ФОКУС:

Мифология Дэвида Кроненберга

Выйдя из низкобюджетного канадского кино, своими работами Кроненберг постепенно создал собственную вселенную, где любой из фильмов может быть опознан исключительно по одному режиссерскому росчерку.

 

Стив Маккуин. Телесность и ритуал

Звезда современной арт-сцены, Стив Маккуин двумя своими полнометражными фильмами успешно обосновался в большом кино. Его дебютный фильм «Голод» в 2009 году завоевал «золотую камеру» в Каннах. А «Стыд» на днях в Венеции получил приз FIPRESCI

 

Абель Феррара 00-х

2000-е как раз отчетливо показали генетическую связь Феррары с кино. За всеми проблемами, за нежеланием многих в США иметь с ним дело он с упорством продолжает искать любые возможности создания своих фильмов

 

Тодд Солондз. Парадоксы этики

Солондз всегда плыл против течения и ставил неудобные вопросы, подрывая моральные принципы, добиваясь релятивизма там, где, казалось, все давно решено. Однако режиссер не предлагает вместо бога, семьи, этики и законов ничего своего, ему удобнее задавать вопросы и не дожидаться ответов.

 

Антропология герметичных миров Бена Риверса

О лондонце Бене Риверсе говорят, что он снимает документальные фильмы о параллельных мирах. Новаторские суггестивные работы Риверса существуют на стыке авангардного кинематографа, пейзажной живописи и достижений дарвинизма.

 

География человеческих пределов у Амира Надери

Осев в Америке, Надери остался иранским режиссером. Он продолжил развивать базовые этические и художественные максимы иранского кино. Фильмы Надери наиболее герметичны среди всех земляков-коллег, каждый его фильм образует монаду и напоминает форму шара.

 

Михаэль Главоггер: гуманизм чужого мира

Главоггер принадлежит к нередкой ныне породе кинорежиссёров, черпающих вдохновение как в документальном, так и игровом кино, причём при просмотре его работ складывается впечатление, что для него существуют строгие области применения различных методов.

 

 

СЛОВА:

Шанталь Акерман: Наши враги кормят нас

Акерман также беспокойна, как и ее бродячие персонажи, она постоянно расхаживает по кухоньке в номере или подходит к ближайшему ноутбуку, чтобы посмотреть ускользающее от нее английское слово

 

Абель Феррара: В день по убийству и пикантная культура

Абель Феррара похож на настоящий ураган жестов, шуток, смешков, вульгарных замечаний и многоэтажных отступлений. Ему недавно исполнилось 60 и за плечами у него одна из самых странных и захватывающих карьер.

 

Рауль Руис: Я надеюсь, мои фильмы будут рассматривать как картины

Кольридж в своих дневниках приходит к мысли, что истинный путь в работе с поэзией в том, чтобы использовать овощи как мясо, а мясо – как овощи. Сам человек – как дерево, но ландшафты вокруг него живые и подвижные

 

«Знакомьтесь – Орсон Уэллс». Отрывок из книги

В этом году исполнилось 70 лет с момента выхода фильма «Гражданин Кейн». В честь этого события в издательстве Rosebud Publishing вышла книга бесед Питера Богдановича с Орсоном Уэллсом.

 

 

ТЕКСТЫ:

Рауль Руис. Кроткий маньяк

19 августа 2011 не стало выдающегося франко-чилийского режиссер Рауля Руиса.  Он только закончил фильма о своем детстве и планировал заняться съемками картины о португальской компании Наполеона.

 

Тарантино сороковых, или Миф о «Гражданине Кейне»

При обращении к творчеству Орсона Уэллса главная сложность заключается в том, чтобы не пойти на поводу у одного из самых главных мифотворцев Голливуда и суметь отличить правду от вымысла

 

Эволюция тела

Сложно сказать, насколько сильно повлиял кинематограф на восприятие тела зрителем, но можно утверждать, что произошло новое открытие тела и той его составляющей, которую мы называем сексуальностью

 

Музыка против

Очевидная истина заключается в том, что классика – это чаще всего штамп и путь наименьшего сопротивления, наглядно демонстрирующий отсутствие фантазии у режиссера.

 

Голливудский финал

Оставим в стороне Богдановича, Копполу и Де Пальму, так и не снявших в нулевые ничего существенного. Главными новоголливудскими режиссерами нулевых являются, конечно, Скорсезе, Малик и Аллен.

 

Смелость возвращения в фильме Мануэля ди Оливейра

«Путешествие к началу мира» – это фильм поразительного достоинства и смелости – смелости взглянуть в прошлое и с достоинством выдержать ответный взгляд. Смелости возвращения. Достоинства принятия того, что ранит

 

«Уолден»: от Генри Торо к Йонасу Мекасу

В одном из интервью Мекас говорит, что изначально хотел посвятить свою ленту Дзиге Вертову, но, внося последние правки, решил, что более уместно было посвятить ее именно Генри Торо – уж слишком она оказалась насыщенной его «Уолденом».

 

 

ЖАК РИВЕТТ: ИНТЕРВЬЮ

Жак Риветт: Предисловие к интервью

Жак Риветт – не самый простой режиссёр, и его творчество требует некоторых пояснений. В такой ситуации особенно важным является тот факт, что пояснения можно получить и от самого Риветта.

 

Интервью с Роже Ленаром и Жаком Риветтом (1963)

Различия между великими и менее существенными произведениями искусства обнаруживаются не столько со стороны современных критиков, сколько со стороны художников следующего поколения.

 

Интервью c Жаком Риветтом (1974)

Я полностью отвергаю слово «сценарий» – по крайней мере, в обычном понимании, предпочитая его старинное использование – scenario, которое использовалось в комедии дель арте (commedia dell’arte).

 

Режиссёр как психоаналитик. Интервью с Жаком Риветтом (1978)

Был прекрасный день, светило солнце, и мы сняли целый час импровизированного диалога между двумя девушками. Мне нравится такой способ съёмки, потому что случайность может подавить ваши предубеждения.

 

«Грозовой перевал» Жака Риветта (2002)

Этот фильм относится к той категории картин, которые людям либо нравятся, либо не нравятся. Есть фильмы, которые, в большей или меньшей степени, привлекают многих людей.

 

«В отличие от засранца Спилберга, Кэмерон – меньшее зло»: Жак Риветт идёт в кинотеатр

Полагаю, мне нравится множество режиссёров или, по крайней мере, я пытаюсь полюбить большинство из них. Я стараюсь быть внимательным ко всем великим режиссёрам, не забывая также и о менее знаменитых – что и делаю по мере сил.

 

«Каждый раз я надеюсь, что фильм уложится в полтора часа!». Жак Риветт – о режиссёрской версии «Поди узнай»