«Лирический нитрат» Петера Дельпо

 

Режиссёр-пограничник Петер Дельпо никогда не остается с кино один на один – без своей оптики исследователя, архивиста, собирателя. Художественный опыт в его фильмах всегда равнозначен познанию, главным объектом которого нередко оказывается и сам кинематограф. Это объяснимо: студентом Дельпо изучает кинотеорию и философию, в начале 80-х становится редактором журнала о кино Skrien, а в конце – куратором и заместителем директора Нидерланского музея кинематографии (сейчас EYE Film Institute Netherlands).

Там, в музейном архиве, он и находит особенное вдохновение в самых ранних фильмах. Не то чтобы даже в фильмах – скорее в том, что от них осталось. Основу всех плёнок в первое десятилетие двадцатого века составлял нитрат целлюлозы – ненадёжный, легковоспламеняющийся и быстроразлагающийся материал. Хранить его было почти невозможно – для пожара или распада хватало незначительного скачка температуры. Найдя очарование в уцелевших обрывках, беспорядочно и безвозвратно вырезанных историей из целого, Петер Дельпо решает дать им вторую жизнь. Так и появляется его found footage «Лирический нитрат» (Lyrisch Nitraat, 1991). Монтируя части фильмов из коллекции дистрибьютора Жана Десмета, режиссёр возвращает им цветные тона вопреки распространённой тенденции многих архивов к монохромизации.

Позже, вслед за «Лирическим нитратом» будут созданы и другие работы, в основу которых лягут кадры из ранних немых картин, концептуально гораздо более сложные. Так, в мокьюметари «Запрещенное путешествие» (The Forbidden Quest, 1992) он будет исследовать судьбу исчезнувшего корабля, сводя вместе вымышленные рассказы единственного выжившего из той экспедиции моряка и тревелоги, снятые в 1900-х. Фильм «Дива Долороза» (Diva Dolorosa, 1999) оживит классические женские образы итальянского кино немого периода, созданные неповторимыми Франческой Бертини, Пиной Меничелли, Лидией Борелли и другими. Во время работы над этой лентой режиссёр специально отправится в Италию, в результате чего в год премьеры фильма выйдет ещё и книга «Дива Долороза: Путешествие на край века» (Diva Dolorosa. Reis naar het einde van de eeuw).

А пока в «Лирическом нитрате» Дельпо менее фундаментален, он – всего лишь влюблённый фетишист, поэт, не скрывающий свою тоску по забытой первозданности кинематографа. Даже слова в интертитрах, которыми он скромно перемежает архивные кадры, самовольно складываются в невыверенное, нежное хокку. В конце ему удаётся довести щемящее ностальгическое чувство до предела – через визуальное разрушение изображения, естественную реакцию нитрата целлюлозы на время.

Так что бы я сказала своей реинкарнации, разгуливающей сто лет назад по самым первым синематекам? Что ей крупно повезло.

 

 

Ю. Томан

3 июня 2017 года

 

 

Смотрите также в разделе видео:

«Поезд в пути» Криса Маркера: режиссёр как производитель

«Грязная история» Жана Эсташа

«Passage à l’acte» Мартина Арнольда

«Письмо синеаста его дочери» Эрика Пауэлса

«Песнь торжествующей любви» Анджея Жулавски

Фильмы Маргарет Тейт

«Желтый берег» Джона Пола Снядецки

«False Aging» Льюиса Клэра

«Голова исчезает» Франка Диона

«Слава португальского кино» Мануэла Мозуша

«…без обмана» Митчелла Блока

«Призраки Набуа» Апичатпонга Вирасетакула

«Картинки с обочины» Анри Сторка

«Дама с камелиями» Ральфа Бартона

«Lost Paradise» Пьера Кулибёфа