Самые значимые дебюты по версии авторов Cineticle
1. Джон Кассаветис «Тени» (Shadows, 1959) «Тени» – это нью-йоркский неореализм в стиле блюз. Спонтанный образец синема-верите на Манхэттене, снятый в полулюбительских условиях на обычную 16-мм пленку одним из самых принципиальных индивидуалистов в истории кино. |
2. Жан-Люк Годар «На последнем дыхании» (? bout de souffle, 1959) Еще будучи кинокритиком, Жан-Люк Годар начал вырабывать свой режиссерский стиль. Обрывистые фразы, использование многочисленных цитат и постоянные отсылки к живописи. В своих статьях Годар задает множество вопросов, большинство из которых умышленно так и остаются без ответов. То есть делает все то, что после мы увидим и в его «На последнем дыхании». |
3. Эдвард Янг «Тот день на пляже» (Hai tan de yi tian, 1983) Янг – импрессионист, он очень любит, когда камера снимает против солнца, света, в узких пространствах – коридорах, галереях, комнатах. Когда камера улавливает множественные отражения. Когда свет лежит на лице женщины, одежде, стене, клавишах рояля. |
4. Вим Вендерс «Лето в городе» (Summer in the City, 1970) «Лето в городе» – возможно, и не самая радикальная картина для всех 70-х, но уж, бесспорно, более смелого дебюта, тем более в рамках дипломной работы, не найти во всем десятилетии. Вим Вендерс определенно был одним из первых режиссеров в Европе, кто усвоил опыты Энди Уорхола. |
5. Терренс Малик «Пустоши» (Badlands, 1975) Малик снял фильм о пестуемой обществом неотрефлексированности поступков на все-таки конечных жизненных путях. В этой трансцендентной саге гибнут жизни и пробуждается разум. Дебют Малика ценен именно этим новым словом, новым видением в изложении такой традиционной американской истории. |
6. Ален Рене «Хиросима, любовь моя» (Hiroshima mon amour, 1959) За первые пятнадцать минут «Хиросимы, любовь моя» можно отдать жизнь. За остальные семьдесят пять – прожить эту жизнь еще раз. Первые пятнадцать минут дебютного полнометражного фильма Алене Рене – это, возможно, одни из самых волнующих мгновений, созданных посредством кино. |
7. Чан Ань Хунг «Аромат зеленой папайи» (L’odeur de la papaye verte, 1993) «Аромат зеленой папайи» – один из самых удивительных и прекрасных фильмов в истории кино. Эстетская медитация, прустовская элегия, напоминающая больше импрессионистский ритуал с кинокамерой, пантомиму, уводящую по ту сторону слов во имя женского создания. |
8. Джим Джармуш «Бессрочные каникулы» (Permanent Vacation, 1980) Джармуш в линейном сюжете строго следует традиции американского андеграунда, заложенной еще в фильмах Пола Моррисси: герой «проходит» через весь фильм, через весь сюжет, по пути встречая остальных персонажей; ни сцены без участия главного героя. Зритель следим не за сюжетом, а за героем. |
9. Цзя Джан Ке «Вор-карманник» (Xiao Wu, 1997) Цзя во всей красе показывает свою приверженность документальной стилистике, предполагающей необходимую в таких случаях отстраненность. Преступник, осуждающая его толпа, и совершенно туманное будущее. Все это выглядит как случайные кадры телерепортажа, или как съемки скрытой камеры, или же, попросту, как сама жизнь. |
10. Жак Риветт «Париж принадлежит нам» (Paris nous appartient, 1961) «Париж принадлежит нам» фактически должен считаться первым фильмом «новой волны», но, начатый в 1957 году, из-за финансовых сложностей он вышел позже дебютов Шаброля, Ромера, Годара, Маля. Начинается фильм с цитаты из поэта-социалиста Шарля Пеги: «Париж не принадлежит никому». |