Выпуск №5: Молодость’2010

 

Юбилейная, 40-я по счету, «Молодость» завершилась. О юбилеи было забыто уже после торжественного открытия. Затем был традиционный кинофестиваль. Традиционный, впрочем, с поправкой на ментальность и место проведения. С фильмами, людьми, пресс-конференциями, опять фильмами. Мы много писали об этом в блоге, как-то отчаянно поддавая все критике, проходясь по тем или иным ляпам и неточностям.  Потом корили себя, после чего снова брались за старое. Но все это осталось в прошлом. Сейчас необходимо забыть обо всем, прибегнуть к этому искусственному расфокусу. Заявить, что в этом номере мы принимаем правило памяти, помнить лишь хорошее. Лишь то, что рождало слова дискуссии, полемики на выходе из кинозалов или на крыльце кинотеатров. Мы много говорили об увиденном, много спорили, принимали или отвергали чье-то мнение, пытались доказать что-то свое. И теперь самое время перевести все эти слова в тексты. Попытаться воссоздать все то, что запомнилось более всего. А такое было и было достаточно. Здесь и показанная с пленки ретроспектива Ромера и восхитительное открытие Пьера Эттекса, имени так несправедливо забытого, но сегодня просто безмерно нуждающегося в новом переосмыслении.  И показ на большом экране нового фильма Годара – событие, которое может стоить всего фестиваля.

Кроме этого были программы американского документального кино и короткометражных фильмов. Во многом разочаровывающее, но все же, весьма необходимые, как некий альтернативный взгляд, на то, что происходит вокруг, на то, что происходит вне того кино, которые мы культивируем, которому приравниваем свою жизнь. В этом смысле, «Молодость», всегда поражала этой возможностью «отдохнуть» от основных кинотенденций, главных киноимен и просто прожить на серии картин, выбранных произвольным тычком, ряда небезызвестных нам «отборщиков».

Разумеется, было и огромное количество фильмов, в рамках основного конкурса или в качестве бонусных дополнений в многочисленных внеконкурсных программах. Что-то из увиденного оставляло равнодушным. Причем, будем, откровенны, подобного было предостаточно. Но там где во главу угла поставлен девиз, брать количеством, а не качеством все равно отыщется что-то заслуживающее внимания – как-то блестящее  «Другое небо», «Високосный год», «Счастье мое».

Но кинофестиваль – это еще и общение. Быть может, даже, в первую очередь, общение. Диалог режиссера со зрителем, зрителя с режиссером. И в таком случае, кажется весьма символичным, две объемные беседы номера. Два интервью, с самыми яркими участниками нынешнего фестиваля. Где спадают все маски, отпадают ненужные слова. Где появляются новые смыслы, вдохновения и понимание того, что вся эта неделя безумной фестивальной жизни не напрасна. Что все это подпитка, необходимая зарядка для дальнейшего существования.

В общем, юбилейная «Молодость» теперь уже часть истории. Возможно и не той, которая так торжественно становится прошлым. Но от этого, историей, не менее значимой и необходимой. И сейчас, спустя еще небольшое время, мы можем зафиксировать эту память. Попытаться сохранить, все увиденное при помощи слов и текстов. И, именно это, и является главным аргументов Cineticle №5.