Призраки – это мы: столкновение с бытием

 

Встреча с призраком – событие экстраординарное даже в том случае, когда вы к нему готовитесь. Столкновение с реальным миром – событие того же толка и масштаба, к которому невозможно быть готовым. В своём философском этюде, совершая попытку различить призраков-для-нас и призраков нас самих, Алина МИШИНА выстраивает отношения между нами и бытием, заявляя, что все мы уже при жизни являемся призраками.

 

От автора. Аллан Кардек, родоначальник спиритизма во Франции, свидетельствовал, что духи надиктовали ему его книгу, ставшую фундаментальной для всего направления, – «Le Livre des Esprits» (Книга духов). Схожим образом родился и этот текст: одним январским вечером бытие будто само надиктовало, скорее даже явило мне нечто, что, привúденное, впоследствии было мной всего лишь записано.

 

Бытие постоянно присутствует, но человек находится с ним в сложных отношениях – он одновременно бытия и боится, бежит от него, но и стремится к нему, желает столкновения с ним. Так, посредством увлечений, всяческих занятий, общения с миром и другими людьми человек пытается удовлетворить свою потребность в соприсутствии с бытием, но всё это может и отдалить его от бытия ещё больше, а иногда и призвано это сделать, с согласия и желания самого человека. Одновременность здесь имеет первейшее значение: занятия и общение с другими – это всегда и избегание человеком бытия, и стремление человека к бытию в одно и то же время. Это – столкновение с бытием на безопасном расстоянии. К этому прибегает большинство, пожалуй даже, именно так и существует человечество, но существовать иначе оно и не может, просто потому что истинное столкновение с бытием способно вселить ужас и, возможно, лишить рассудка. Дело, однако, не в том, что бытие страшно само по себе; более того, столкновение с ним может приносить и удовольствие. Но так уж устроен человек – он не может постоянно находиться в присутствии бытия, это равносильно невозможности существования в мире и по-мирски. Неслучайно, таким образом, речь идет о столкновениях – актах встречи между человеком и бытием. Но избегнем недопонимания: как уже было сказано, бытие постоянно присутствует; лишь мы не можем, по нашему устройству или ради собственной же нашей безопасности, всегда присутствовать при нем. Мы – призраки для бытия, иногда являющиеся ему при столкновениях, но в основном мечущиеся, как неспокойные души, не могущие взять в толк, где мы и что мы здесь делаем.

 

***

 

Для столкновения с бытием нам достаточно и самих себя: столкнуться с бытием можно, столкнувшись по-настоящему с самим собой. Но и здесь – тянущая нас в разные стороны игра избегания и стремления. Мы стремимся узнать самих себя, избавленных от наслоений, которыми обрастаем; но и обрастаем ими всё-таки (не можем не обрастать), как, опять же, призраками – призраками самих себя. Призраки нас самих разнообразны, мы создаем их из всего. В то время как избегание бытия и стремление к бытию фундаментальны, страхи и желания любого другого толка становятся нашими призраками. Разумеется, и «любой другой толк» имеет к бытию отношение, так как попросту нет такого «толка», который бы не был с бытием в непосредственной связи; но это не обращение к бытию напрямую. А страхами и желаниями призраки нас самих при этом не ограничиваются – они есть и то, что мы думаем о мире и о самих себе, и то, о чём мы переживаем; призраки нас самих – это и люди, с которыми мы разговариваем, и наши занятия, и события нашей жизни, когда мы вовлекаем их внутрь себя, делая их нашей частью. Но закономерный вопрос: могут ли тогда и наши столкновения с бытием стать нашими призраками самих себя, способны ли мы опризрачить этот опыт для себя, так сильно от него отдалиться? Или же – опыт столкновения с бытием всегда с нами, и всегда такой, какой есть, сохраняющийся как напоминание о бытии, что есть и у нас внутри?

 

 

Этюд проиллюстрирован картинами Джона Эткинсона Гримшоу Forge Valley, Hackness near Scarborough и Lovers.

 

Алина Мишина

 

 

– К оглавлению номера –