Лучшие фильмы 2017 года | Сергей Дёшин. Сон А-рым

1-2. «Впусти солнце» (Un beau soleil intérieur), Клер Дени, Франция, Бельгия, 2017

Самый неожиданный фильм года – мнимая экранизация «любовной речи» Барта, которую Клер Дени, безбожно изменяя самой себе, снимает как безжалостную комедию, обернувшуюся в своей невыносимости не то горьким фарсом, не то подлинной трагедией. «Своего рода долгая бессонница» (если по Барту) для неутомимой героини Жюльет Бинош и всех её окружающих мужчин. «Я» потерян – навсегда.

1-2. «Море, море» (El Mar La Mar), Джон Пол Снядецки, Джошуа Бонетта, США, 2017

Таинство этой картины заключается в том, что оно не только растворяет своих героев на пределе жизни и смерти, но и тебя самого на своей границе – что это? Именно то, что называют заглянуть за реальность? Или совсем противоположное явление – возможность увидеть непосредственно саму реальность? Лучший фильм фестиваля «Меридианы Тихого»-2017.

3a. «Камера Клер» (La caméra de Claire), Хон Сан Су, Южная Корея, Франция, 2017

3b. «На следующий день» (Geu hu), Хон Сан Су, Южная Корея, 2017

3c. «Ночью у моря одна» (Bamui haebyunaeseo honja), Хон Сан Су, Южная Корея, Германия, 2017

Условно-автобиографическая трилогия Хон Сан Су, которую объединяет, конечно же, фигура актрисы Ким Мин Хи, её роман с режиссёром и одна цитата из русской поэзии: «В сливе – червь, в любви – вечный третий».

4. «Последняя семья» (Ostatnia rodzina), Ян П. Матушиньский, Польша, 2016

Кинематограф Матушиньского ещё покорит фестивальную Европу и, хочется верить, спасет её от «нелюбви священных оленей». За это скажем спасибо Локарно и «Духу огня».

5. «Сьераневада» (Sieranevada), Кристи Пую, Румыния, Франция, 2016

Кристи Пую – человек, который в одиночку способен оправдать всю румынскую «новую волну» на закате её второго десятилетия.

6. «Самокритика буржуазного пса» (Selbstkritik eines buergerlichen Hundes), Юлиан Радльмайер, Германия, Италия, 2017

Самая умная и смешная картина этого года. Фильм, который полюбил.

7. «Взломщица» (The Burglar), Хагар Бен-Ашер, Израиль, Франция, Германия, 2017

Одно из открытий года – молодая израильтянка Бен-Ашер и её фрейдистская драма о взрослении юной девушки и её отношениях с отсутствующей матерью. Это тоже своего рода «теснота», которую разрывает выпущенный зверь из клетки-души и символическое убийство. Лучший конкурсный фильм Роттердама-2017 и ивановского «Зеркала».

8. «Дом» (Home), Фиен Трох, Бельгия, 2016

Оставьте уже братьев Дарденн, Трох – будущее нового бельгийского кино. За эту ленту бельгийка получила в прошлом году приз за лучшую режиссуру в «Горизонтах» Венеции и объездила с тех пор полмира, но у нас даже после показа на ММКФ осталась не сильно замеченной.

9. «Дни Франции» (Jours de France), Жером Рейбо, Франция, 2016

Самый чувственный фильм года. Спасение всегда в одном – в близости.

10a. «По ту сторону надежды» (Toivon tuolla puolen), Аки Каурисмяки, Финляндия, Германия, 2017

10b. «Наперекор ночи» (Malgré la nuit), Филипп Гранрийе, Франция, Канада, 2016

10с. «Назидание», Борис Юхананов, Александр Шейн, Россия, 2017

Три фильма, три мастера, три стороны кино. У одного (Каурисмяки) – тотальное чувство кинематографа, у второго (Гранрийе) – путешествие на край лакановской ночи (воображаемого), у третьего (Юхананов) – футбол как повод сыграть в божественного демиурга.

Лучший к/м фильм:

«1 килограмм» (1 Kilogram), Парк Ён-джу, Южная Корея, 2016


Надежды года:

Кира Коваленко («Они ушли от меня», «Софичка»), Малика Мусаева («Легкая вина»)

Лучший российский фильм года:

«Теснота», Кантемир Балагов, 2017

Удушливая близость.

Худший фильм года:

«Убийство священного оленя» (The Killing of a Sacred Deer), Йоргос Лантимос, Великобритания, США, Ирландия, 2017

Конкурсная программа Канн в этом году  в принципе, это худшее, что было в мире авторского кино.

Читайте также:

Лучшие фильмы 2016 года

Лучшие фильмы 2015 года

Лучшие фильмы 2014 года

Лучшие фильмы 2013 года

Лучшие фильмы 2012 года

Лучшие фильмы 2011 года

К списку авторов