Лучшие фильмы 2014 года | Юлия Коваленко

 

Юлия КОВАЛЕНКО:

Если попытаться описать уходящий год в кино, то, по всей видимости, некой орифламмой настроений может стать прощание. И дело не столько в том, что за прошедшие месяцы на экраны вышел ряд фильмов, в названия которых вынесено прощание с чем-то или кем-то – с речью, с мамой или с синефилами. Скорее, в кино все чаще стал появляться относительно новый герой – субъект, перестающий требовать что-либо от Другого, обвинять Другого в дисгармоничности. Примеры тому – от «Иммигрантки» Грэя или «Зимней спячки» Джейлана до «Следа» Кавасе, «Прощания с языком» Годара или «До свидания, синефилы» Битюцкого. Ощутимо понижается градус запросов к символической инстанции Другого. Будто бы с некоторой усталостью после очень длительных истерических запросов, наконец, принимается факт отсутствия «невидимой руки, способной переустанавливать баланс» в порядке вещей, вершить справедливость. Как еще ранее можно было заметить, например, у Джема Коэна в «Музейных часах», новый герой не пытается больше искать признания со стороны, не стремится подвести черту единомыслия или выстроить очередной утопичный мир гармонии. Он, скорее, утверждается в собственной субъектности. Так, отношения мужчины и женщины в «Прощании с языком» Годара оказываются возможными в отсутствие речи. Поскольку каждое слово, речь в целом несет на себе тень непонимания, невозможности. Нелепо и даже опасно искать в речи, в этом предельно субъективном акте что-то по-настоящему ответное, взаимное – эти поиски могут оказаться не так уж далекими от террора. Новый герой будто больше и не стремится к общности и единству, не взывает к Другому с надеждой получить признания – он прощается с Другим, и в этом прощании утверждается в собственной субъектности. Вновь замечательными примерами тут станут «След» Кавасе, «До свидания, синефилы» Битюцкого, «Прощание с языком» Годара. Конечно, все-таки локальность, пускай и заметно расширившаяся, появления такого типа субъекта едва ли становится крепким основанием для разговора о новой этике, возможно предлагаемой кино. Но, во всяком случае, удивительно, как это настроение проступает в ряде прекрасных фильмов уходящего года. Эти картины я бы обозначила в списке лучших фильмов года в первую очередь. В остальном же иерархия в списке в значительной степени условна.

 

Лучшие фильмы года:

«Прощание с языком» (Adieu au langage), Жан-Люк Годар

«До свидания, синефилы» (До побачення, сінефіли), Станислав Битюцкий

«След» (Chiri), Наоми Кавасе

«Хауха» (Jauja), Лисандро Алонсо

«Пределы Европы» (Межі Європи), Эль Парвулеско

«Улица Лопез» (Calle Lopez), Герардо Баррозо и Лиза Тиллингер

«Наша Сунхи» (U ri Sunhi), Хон Сан Су

«Пока безумие не разлучит нас» (Feng ai), Ван Бин

«Ревность» (La jalousie), Филипп Гаррель

«Стервятник» (Buzzard), Джоэль Потрайкус

 

Лучший фильм прошлого года, увиденный в этом году:

«Большая киновечеринка» (The great cinema party), Райя Мартин, 2012

 

Лучшие фильмы года, которые не удалось посмотреть:

«От предшествующего» (From What Is Before), Лав Диас

«Лошадь Деньги» (Cavalo Dinheiro), Педро Кошта

 

Ретроспективы и классика:

Николас Переда, Питер Эммануэль Голдман, Иван Мыколайчук

 

 

к началу