Локарно-2013: Два фильма Клер Симон

 

Ольга КОВАЛЕНКО о новых работах Клер Симон: художественной ленте «Северный вокзал» и документальной «Человеческая география».

 

Северный вокзал (Gare du Nord)

Реж. Клер Симон

Франция, 119 мин., 2013 год

 

Человеческая география (Geographie humaine)

Реж. Клер Симон

Франция, 101 мин., 2013 год

Новые фильмы Клер Симон – о парижском Северном Вокзале — сложно назвать шедеврами, но и пройти мимо них также нельзя. Оба фильма связаны между собой: художественный фильм «Северный вокзал», выходит из документальной ленты «Человеческая география». Из одной работы в другую переходят и истории многочисленных персонажей – эмигрантов из Африки и Среднего Востока, туристов из Европы и Америки, и французские клошары. Все они оказываются на Северном вокзале, в этом локальном центре мира, где с такой легкостью пересекаются культуры, профессии, личности.

Именно эти характерные виньетки из «Географии», как хорошо проработанные эскизы, являются главным достоинством «Вокзала». При этом, то, что хорошо для документального фильма, не достаточно для художественного: чего «Вокзалу» не достает, так это проработанных главных персонажей. Фильм напоминает картину, где фон и второстепенные герои доведены до совершенства, в то время как главные действующие лица не составляют внятного ансамбля.

Подобную несконцентрированность, разреженность можно было бы списать на хаотичность самого вокзала, на неопределенные потоки, которые составляют его жизнь, если бы не явная надуманность этих самых персонажей. Они не живут своей жизнью, а выступают в качестве связки между многочисленными виньетками: порой даже кажется, что герои здесь необходимы исключительно ради того, чтобы заполнить собой пространство на холсте.

Из палитры «Человеческой комедии» Бальзака мы находим у Клер Симон разве что упражнение в наблюдательности. «Человеческая география», в свою очередь, могла бы стать хорошей документальной лентой, если бы, опять же, не та самая разреженность, в которой безрезультатно ищешь центр или костяк, художественный прием или нарративный ход, который бы превратил ленту из обычной хроники в предмет искусства.