ТЕМА НОМЕРА:
Выпуск №7: Забытая классика. Том 1
ФОКУС:
Макс Офюльс. Бархатные ландшафты
Автор: Максим Карповец
Офюльс был настолько известен благодаря своему флюидному кино, что популярный актер Джеймс Мейсон написал о нем: «Кадр, который не требует новых путей, является агонией для бедного старого Макса».
Автор: Артём Помазан
Опыт просмотра фильмов Кэрола Рида можно сравнить только с опытом первооткрывателя, плывущего по тихой и спокойной речке не подозревая, насколько высоким может оказаться водопад впереди.
Фрэнк Тэшлин. Сатира со стеклянным дном
Автор: Олександр Телюк
Чувство юмора Тэшлина – всё-таки особенная, не всегда заметная материя: славный композит из мультяшных кривляний, тайной щекотливой иронии над своим временем и подростковых сексуальных маний. Его с одинаковой недооцененностью можно зачислить, как в сатирики, так и в маньеристы.
Роберт Маллиган. Искренность изображения
Автор: Станислав Битюцкий
Роберт Маллиган всегда был настоящим творцом, величайшим киноювелиром, создающим восхитительные кадры, наделяя их небывалой нежностью и лиризмом. Порой даже казалось, что Маллигану не важен сам сценарий – важно лишь, что б в истории были молодые люди.
Элио Петри. На пути между политическим кино и кино о политическом
Автор: Сергей Малов
Будучи убеждённым левым, Петри снимал фильмы о всеохватывающей власти, которая поглощает и включает в свою структуру всевозможных критиков и отрицателей. В этом смысле его лучшие картины 70-х гг. созвучны последней работе Пьера Паоло Пазолини, вместе с которой они составляют образцы кино о судьбе революции и власти.
Маргерит Дюрас. Политика не различения кино и литературы
Автор: Олег Горяинов
Появление Маргерит Дюрас в мире кино представляется событием сколь парадоксальным, столь же и адекватно соответствующим веяниям интеллектуальной среды Франции 50-60-х гг. А именно, интерес со стороны кинематографа к успешному литератору.
Сусуму Хани. Импрессионизм, которого не было
Автор: Олександр Телюк
Своей легкостью обращения со сложным, уходом в психологию Сусуму Хани качественно выделяется со всего своего поколения, делает такое кино, к которому, как говорил Маленький Принц, – «Глаза слепы. Искать надо сердцем».
Питер Уоткинс. Поверх барьеров
Автор: Станислав Лукьянов
Уоткинс строит критику современных медиа не только описывая характерные приемы манипулирования. Перед камерой прежде всего разворачивается противостояние двух человеческих типажей.
СЛОВА:
Ёсисиге Ёсида: Перерождение японского кинематографа
Ёсисиге Ёсида является одним из наиболее ярких представителей «новой волны» японского кино. Он начинал свою карьеру вместе с Нагисой Осима на студии «Шочику». После чего, покинув студию, стал снимать собственные фильмы, где темы политики и секса были тонко переплетены между собой.
Апичатпонг Вирасетакул: Фиксация сновидений
В своем интервью журналу Cinema Scope посвященному выходу на экраны фильма «Дядюшка Бунми» Апичатпонг Вирасетакул рассказал о своем понимании реальности, о болезнях своих героев, о будущем науки, о том верит ли в реинкарнацию и о связи истории кино с настоящим временем.
ТЕКСТЫ:
Автор: Константин Бандуровский
Дмитрий Кирсанов устойчиво занимает место «забытого классика». Судьба этого теоретика и практика «первого авангарда» в эпоху звукового кино складывалась непросто.
Безумный плод (Kurutta Kajitsu)
Автор: Станислав Битюцкий
Еще за несколько лет до французской «новой волны» и до «Теней» Джона Кассаветеса, Ко Накахира снял свой первый фильм «Безумный плод» – фильм, предшествующий всему новому кинематографу.
Колодец и маятник (Le puits et le pendule)
Автор: Олег Горяинов
Задачей Александра Астрюка является не апологетика литературной природы кино, а стремление «подтянуть» кино до тех уровней, которых достигла литература и превзойти их. Астрюк, по всей видимости, смотрит на разные формы языка как на различные способы выражения авторского замысла.
Автор: Алексей Тютькин
Росселини похоронили живьём уже после фильма «Стромболи, земля божья» (1950) (причём хоронили свои же, Луиджи Кьярини, например), как человека, несоответствующего киноведческому термину – и нет ничего более смешного и страшного, чем укладывание живого творца в прокрустов гроб терминов.
Убийство по контракту (Murder by Contract)
Автор: Станислав Лукьянов
Режиссер Ирвинг Лернер еще во время службы в армии обвинялся в шпионаже в пользу русских. Он был пойман в Калифорнийском университете в Беркли, в Радиационной лаборатории, когда пытался сфотографировать циклотрон, часть Манхэттенского проекта. Сценарист фильма Бен Мэдоу также человек открытых левых взглядов.
Автор: Алексей Тютькин
Это как жить у огромного пузыря, наполненного сырой нефтью – спать у его непроницаемой поверхности, ощущать всей кожей мельчайшие движения внутри, пугливо поглаживать бок этого пузыря. И однажды ты захочешь узнать, что живёт внутри. И дальше будет всё страшнее и страшнее и, как не парадоксально, всё интересней и интересней.
Автор: Олександр Телюк
Само существования фильма «Дом черный» Фаруг Фаррокзад оказалось для меня неловкой сенсацией, а его просмотр пророс ожогом на моем сердце. «Дом черный» – забытая жемчужина иранского кино – отважная, поэтическая и трагическая картина.
Эрос плюс Убийство (Erosu purasu Gyakusatsu)
Автор: Дмитрий Здемиров
В некоторых аспектах то, что сделал в своем фильме Ёсисиге Ёсида, до сих пор остается непревзойденным. Та конструкция, которую он реализовал в «Эросе плюс убийство», в степени своей дизъюнкции превосходит не только кинематографические, но и литературные образцы, в частности и «Игру в классики» Хулио Кортасара.
Автор: Олександр Телюк
Ясудзо Масумура в Японии был европейцем, снимающим американское кино. Он сосредоточено и с частотой смены времен года снимал жанровое кино. И «Татуировка» один из лучших примеров инверсивного отношения Масумуры с атрибутами жанра.
Татарская пустыня (Il deserto dei Tartari)
Автор: Сергей Малов
Если бы в творчестве существовали наследственные связи, то в итальянском кино Валерио Дзурлини мог стать достойным преемником Лукино Висконти. Он, как и отпрыск знаменитой фамилии, стремился к художественному запечатлению уходящего времени.
Человек, который коротко стригся (De man die zijn haar kort liet knippen)
Автор: Алексей Тютькин
Андре Дельво в фильме «Человек, который коротко стригся» создаёт собственное пространство визии и мысли, пространство развивающееся и живущее. Не останавливаясь на особенностях стиля Дельво, следует отметить, что его стиль развивался всю творческую жизнь, а это является признаком человека живущего творчеством.
ПРЕМЬЕРА:
Автор: Станислав Лукьянов
В отличии от близкого по духу и сценам галлюцинаций «Реквиема по мечте», «Черный лебедь» фактически сольная партия, в центре фильма характер и внутренние терзания Нины. Эта девушка сексуально зажата и полностью контролируется властной, викторианского типа матерью-гувернанткой.
Не отпускай меня (Never Let Me Go)
Автор: Константин Бандуровский
Фильм Марка Романека «Не отпускай меня» снят по роману известного британского писателя японского происхождения Кадзуо Исигуро. В жанре альтернативной истории рассказывается, как человечество в 60-ые победило болезни и старость и теперь живет в новом счастливом мире.
Автор: Станислав Лукьянов
«Железная хватка» не антивестерн. Фильм не развенчивает американские кинематографические мифы, пусть в конце и есть реверанс в сторону Олтмена. Это самый натуральный бросок Коэнами образчика жанра в экзистенциальный омут, под проникновенные и неброские переливы церковной музыки 19-го века.
Король говорит! (King’s Speech)
Автор: Евгений Карасев
Единственный несомненный плюс фильма заключается в том, что не самый динамичный сюжет отдается на откуп актерам: в результате имеем три превосходных актерских работы, из ряда которых Колин Ферт выделяется преимущественно благодаря большему хронометражу роли.
Синяя валентинка (Blue Valentine)
Автор: Константин Бандуровский
Дерек Кьянфранс, как фокусник, берет незамысловатую историю о низшем среднем классе и достает из шляпы лучший американский фильм этого года (при том, что для американского кино этот год был на редкость хорош). Используя модный сейчас тренд в маркетинге, я назвал бы этот фильм «живым».
Обзор фильмов «Детки в порядке», «Край», «Копия верна», «127 часов»
Фокус
Макс Офюльс. Бархатные ландшафты
Автор: Максим Карповец
Офюльс был настолько известен благодаря своему флюидному кино, что популярный актер Джеймс Мейсон написал о нем: «Кадр, который не требует новых путей, является агонией для бедного старого Макса».
Кэрол Рид. Реализм действия
Автор: Артём Помазан
Опыт просмотра фильмов Кэрола Рида можно сравнить только с опытом первооткрывателя, плывущего по тихой и спокойной речке не подозревая, насколько высоким может оказаться водопад впереди.
Фрэнк Тэшлин. Сатира со стеклянным дном
Автор: Олександр Телюк
Чувство юмора Тэшлина – всё-таки особенная, не всегда заметная материя: славный композит из мультяшных кривляний, тайной щекотливой иронии над своим временем и подростковых сексуальных маний. Его с одинаковой недооцененностью можно зачислить, как в сатирики, так и в маньеристы.
Роберт Маллиган. Искренность изображения
Автор: Станислав Битюцкий
Роберт Маллиган всегда был настоящим творцом, величайшим киноювелиром, создающим восхитительные кадры, наделяя их небывалой нежностью и лиризмом. Порой даже казалось, что Маллигану не важен сам сценарий – важно лишь, что б в истории были молодые люди.
Элио Петри. На пути между политическим кино и кино о политическом
Автор: Сергей Малов
Будучи убеждённым левым, Петри снимал фильмы о всеохватывающей власти, которая поглощает и включает в свою структуру всевозможных критиков и отрицателей. В этом смысле его лучшие картины 70-х гг. созвучны последней работе Пьера Паоло Пазолини, вместе с которой они составляют образцы кино о судьбе революции и власти.
Маргерит Дюрас. Политика не различения кино и литературы
Автор: Олег Горяинов
Появление Маргерит Дюрас в мире кино представляется событием сколь парадоксальным, столь же и адекватно соответствующим веяниям интеллектуальной среды Франции 50-60-х гг. А именно, интерес со стороны кинематографа к успешному литератору.
Сусуму Хани. Импрессионизм, которого не было
Автор: Олександр Телюк
Своей легкостью обращения со сложным, уходом в психологию Сусуму Хани качественно выделяется со всего своего поколения, делает такое кино, к которому, как говорил Маленький Принц, – «Глаза слепы. Искать надо сердцем».
Питер Уоткинс. Поверх барьеров
Автор: Станислав Лукьянов
Уоткинс строит критику современных медиа не только описывая характерные приемы манипулирования. Перед камерой прежде всего разворачивается противостояние двух человеческих типажей.
Слова
Ёсисиге Ёсида: Перерождение японского кинематографа
Ёсисиге Ёсида является одним из наиболее ярких представителей «новой волны» японского кино. Он начинал свою карьеру вместе с Нагисой Осима на студии «Шочику». После чего, покинув студию, стал снимать собственные фильмы, где темы политики и секса были тонко переплетены между собой
Апичатпонг Вирасетакул: Фиксация сновидений
В своем интервью журналу Cinema Scope посвященному выходу на экраны фильма «Дядюшка Бунми» Апичатпонг Вирасетакул рассказал о своем понимании реальности, о болезнях своих героев, о будущем науки, о том верит ли в реинкарнацию и о связи истории кино с настоящим временем.
Тексты
Похищение (Rapt)
Автор: Константин Бандуровский
Дмитрий Кирсанов устойчиво занимает место «забытого классика». Судьба этого теоретика и практика «первого авангарда» в эпоху звукового кино складывалась непросто.
Безумный плод (Kurutta Kajitsu)
Автор: Станислав Битюцкий
Еще за несколько лет до французской «новой волны» и до «Теней» Джона Кассаветеса, Ко Накахира снял свой первый фильм «Безумный плод» – фильм, предшествующий всему новому кинематографу
Колодец и маятник (Le puits et le pendule)
Автор: Олег Горяинов
Задачей Александра Астрюка является не апологетика литературной природы кино, а стремление «подтянуть» кино до тех уровней, которых достигла литература и превзойти их. Астрюк, по всей видимости, смотрит на разные формы языка как на различные способы выражения авторского замысла
Блез Паскаль (Blaise Pascal)
Автор: Алексей Тютькин
Росселини похоронили живьём уже после фильма «Стромболи, земля божья» (1950) (причём хоронили свои же, Луиджи Кьярини, например), как человека, несоответствующего киноведческому термину – и нет ничего более смешного и страшного, чем укладывание живого творца в прокрустов гроб терминов.
Убийство по контракту (Murder by Contract)
Автор: Станислав Лукьянов
Режиссер Ирвинг Лернер еще во время службы в армии обвинялся в шпионаже в пользу русских. Он был пойман в Калифорнийском университете в Беркли, в Радиационной лаборатории, когда пытался сфотографировать циклотрон, часть Манхэттенского проекта. Сценарист фильма Бен Мэдоу также человек открытых левых взглядов.
Мсье Кляйн (Mr. Klein)
Автор: Алексей Тютькин
Это как жить у огромного пузыря, наполненного сырой нефтью – спать у его непроницаемой поверхности, ощущать всей кожей мельчайшие движения внутри, пугливо поглаживать бок этого пузыря. И однажды ты захочешь узнать, что живёт внутри. И дальше будет всё страшнее и страшнее и, как не парадоксально, всё интересней и интересней.
Дом черный (Khaneh siah ast)
Автор: Олександр Телюк
Само существования фильма «Дом черный» Фаруг Фаррокзад оказалось для меня неловкой сенсацией, а его просмотр пророс ожогом на моем сердце. «Дом черный» – забытая жемчужина иранского кино – отважная, поэтическая и трагическая картина.
Эрос плюс Убийство (Erosu purasu Gyakusatsu)
Автор: Дмитрий Здемиров
В некоторых аспектах то, что сделал в своем фильме Ёсисиге Ёсида, до сих пор остается непревзойденным. Та конструкция, которую он реализовал в «Эросе плюс убийство», в степени своей дизъюнкции превосходит не только кинематографические, но и литературные образцы, в частности и «Игру в классики» Хулио Кортасара
Татуировка (Irezumi)
Автор: Олександр Телюк
Ясудзо Масумура в Японии был европейцем, снимающим американское кино. Он сосредоточено и с частотой смены времен года снимал жанровое кино. И «Татуировка» один из лучших примеров инверсивного отношения Масумуры с атрибутами жанра
Татарская пустыня (Il deserto dei Tartari)
Автор: Сергей Малов
Если бы в творчестве существовали наследственные связи, то в итальянском кино Валерио Дзурлини мог стать достойным преемником Лукино Висконти. Он, как и отпрыск знаменитой фамилии, стремился к художественному запечатлению уходящего времени
Человек, который коротко стригся (De man die zijn haar kort liet knippen)
Автор: Алексей Тютькин
Андре Дельво в фильме «Человек, который коротко стригся» создаёт собственное пространство визии и мысли, пространство развивающееся и живущее. Не останавливаясь на особенностях стиля Дельво, следует отметить, что его стиль развивался всю творческую жизнь, а это является признаком человека живущего творчеством.
Премьера
Чёрный лебедь (Black Swan)
Автор: Станислав Лукьянов
В отличии от близкого по духу и сценам галлюцинаций «Реквиема по мечте», «Черный лебедь» фактически сольная партия, в центре фильма характер и внутренние терзания Нины. Эта девушка сексуально зажата и полностью контролируется властной, викторианского типа матерью-гувернанткой.
Не отпускай меня (Never Let Me Go)
Автор: Константин Бандуровский
Фильм Марка Романека «Не отпускай меня» снят по роману известного британского писателя японского происхождения Кадзуо Исигуро. В жанре альтернативной истории рассказывается, как человечество в 60-ые победило болезни и старость и теперь живет в новом счастливом мире
Железная хватка (True Grit)
Автор: Станислав Лукьянов
«Железная хватка» не антивестерн. Фильм не развенчивает американские кинематографические мифы, пусть в конце и есть реверанс в сторону Олтмена. Это самый натуральный бросок Коэнами образчика жанра в экзистенциальный омут, под проникновенные и неброские переливы церковной музыки 19-го века
Король говорит! (King’s Speech)
Автор: Евгений Карасев
Единственный несомненный плюс фильма заключается в том, что не самый динамичный сюжет отдается на откуп актерам: в результате имеем три превосходных актерских работы, из ряда которых Колин Ферт выделяется преимущественно благодаря большему хронометражу роли.
Синяя валентинка (Blue Valentine)
Автор: Константин Бандуровский
Дерек Кьянфранс, как фокусник, берет незамысловатую историю о низшем среднем классе и достает из шляпы лучший американский фильм этого года (при том, что для американского кино этот год был на редкость хорош). Используя модный сейчас тренд в маркетинге, я назвал бы этот фильм «живым».