Вячеслав ЧЕРНЫЙ:
1. «Охотник на лис» (Foxcatcher), Беннетт Миллер, США, 2014
«Американская трагедия», разыгранная словно бы в песочнице, наполненной мальчишескими обидами, комплексами и сокровенными мечтами. Вышло монументально, местами жутко холодно и, одновременно, по-человечески трогательно. Миллер гениально смешал компоненты, окончательно утвердившись как один из лучших современных режиссеров США. Выдающаяся работа актерского трио (Кэрелл, Татум, Руффало).
2. «Сокровище» (Comoara), Корнелиу Порумбою, Румыния, Франция, 2015
Дилетантские раскопки клада как ценного артефакта из прошлого превращаются для героев в метафорический поиск будущего: для себя и собственных детей. Порумбую все еще находится на пике формы и выдает очередной шедевр неиссякаемой румынской волны.
3. «Малыш Кенкен» (P’tit Quinquin), Брюно Дюмон, Франция, 2014
Перезагрузив свой творческий метод, Дюмон, подобно опытному сталкеру, подвел зрителя к самым границам тотального Зла, но намеренно не пересёк их. Человек, как и прежде у режиссера, сливается с географическим ландшафтом, вот только отрешённое, болезненное молчание персонажей на этот раз сменяется нервными, смехотворно жуткими суждениями-конвульсиями. Идеальный синтез телеформата и бескомпромиссности авторского высказывания. Свиньи уже не то, чем кажутся.
4. «Кумико – охотница за сокровищами» (Kumiko, The Treasure Hunter), Дэвид Зеллнер, США, 2014
Просмотр шедевра братьев Коэн «Фарго» никогда не проходил без последствий – ни двадцать лет назад, ни сейчас. Юная японка, страдающая социофобией, а быть может и более глубоким психическим расстройством, проверила эту аксиому на себе. Каждый выбирает свое личное, «own private» путешествие сквозь равнодушные снега экзистенции. Попутного ветра и тебе, подруга.
5. «Чудеса» (Le meraviglie), Аличе Рорвахер, Италия, Швейцария, Германия, 2014
Сказка страны пчел за секунды до превращения в отрезвляющую прозу взросления. Талантливое, витальное произведение, отдающее дань великому итальянскому кинонаследию.
6. «Хауха» (Jauja), Лисандро Алонсо, Аргентина, 2014
Магия кино в чистом виде.
7. «Моя мама» (Mia madre), Нанни Моретти, Италия, Франция, 2015
В своей новой работе Моретти предельно самокритичен, по-хорошему сентиментален и несколько дидактичен. Смерть близкого не есть смерть кино. Пленка завтрашнего дня еще не израсходована – жизнь (творчество) продолжается. Фильм-утешение с сокровенной фразой после финальных титров: «Мама, я люблю тебя».
8. «Воспитательница» (Haganenet), Надав Лапид, Израиль, Франция, 2014
Оригинальная, противоречивая картина о взрывной силе поэтической красоты и капканах уродливой обыденности. Слова способны, не мешкая, свести с ума, повредив и без того хрупкую человеческую жизнь.
9. «Майдан» (Maidan) / «Событие» (The Event), Сергей Лозница, Украина, Нидерланды 2014 / Нидерланды Бельгия, 2015
Человеческие лица и эйфория надежд в декорациях спектакля политических перемен. Что дальше? Диптих-зеркало. «Старых врагов незаметно сменили другие,/Сколько ни пей, эта чаша черна и бездонна» (А.М. Городницкий).
10. «Ассасин» (Nie yin niang), Хоу Сяосянь, Тайвань, Китай, Гонконг, Франция, 2015
Тайваньский мастер создал плотную синефильскую субстанцию из красного цвета, барабанного боя, величественных гор, обремененных сомнениями людей, и одного важнейшего решения. В финале, выбор персонального пути «не-насилия» ставится автором превыше узаконенного (человеком, императором или Богом) порядка вещей.
11. «Визит» (The Visit), М. Найт Шьямалан, США, 2015 / «Оно» (It Follows), Дэвид Роберт Митчелл, США, 2014
Два крутых «пост-хоррора» о бремени молодости и смертельном вирусе взросления.
12. «Такси» (Taxi), Джафар Панахи, Иран, 2015
Полтора часа свободы в салоне автомобиля, кружащего по солнечным улицам Тегерана. Панахи блестяще продемонстрировал бесконечность возможностей кино как субстанции вымысла и, одновременно, способа документирования реальности.
13. «Форс-мажор» (Turist), Рубен Эстлунд, Швеция, Франция, Дания, Норвегия, 2014
Колкая басня о маршрутах семейных взаимоотношений и снежной лавине, обернувшейся для героев пресловутым леммингом из трубопровода. Претензии застали отца семейства будто бы врасплох, на самом же деле сбой подразумевался по умолчанию. Правда, в итоге режим существования «без апокалипсиса» был благополучно активирован.
14. «Убийца» (Sicario), Дени Вильнёв, США, 2015
Филигранная жанровая конструкция, нескучная и правильно-безысходная. Отличная анти-римфа «Асассину». Дель Торо дает более очеловеченный вариант Антона Чигура.
15. «Белые ночи на причале» (Nuits blanches sur la jetée), Поль Веккиали, Франция, 2014
Язык воображения/реальности, грезы о любви, огни маяка и ожидание ответа.