Выпуск №3. Гас Ван Сент

 

Пожалуй, то количество дискуссий, рожденных темой третьего номера внутри редакции Cineticle, не вызывали первые два номера вместе взятых. Почему именно Гас Ван Сент? – вот вопрос, который начинал многие наши диалоги. Ответом, конечно же, служил факт 25-летия «Мала ноче», режиссерского дебюта Ван Сента. Отсюда сразу же выводился и иной взгляд на эту дату – 25 лет не столько «Мала ноче», сколько режиссерскому пути автора. Четверть века в большом кино. Со своими взлетами и падениям. С историей, в которой нашлось место и фильмам, ставшим культом в 90-х, и неоднозначному периоду студийных работ, последовавших за ними, и дальнейшему переходу в авторы так называемого медленного кино.

Эта неровность вансентовского пути и вызывала больше всего споров, подкрепляясь для убедительности еще и фразой-аргументом: «О нем же уже так много сказано». Последнее, безусловно, имеет свой резон, лишая нас, возможно, того сладкого чувства первооткрывателей и первопроходцев, которое так окрыляло некоторых из нас в предыдущем номере. Но необходимо ли оно в данном случае? И вообще, можно ли сегодня упустить такую заманчивую возможность поговорить о Гасе Ван Сента в ключе этого волшебного рубежа продолжительностью в 25 лет? Поговорить не разрозненно и впопыхах. Не обрывисто или подчиняясь лишь выходу одного из его фильмов. А досконально, неспешно. С возможностью переосмыслить его место в сегодняшнем кино. С попыткой найти оправдание того или иного периода его пути. Попытавшись еще и сопоставить наше прошлое и наше настоящее. Нашу память и наше знание. Ведь Ван Сент принадлежит к тем режиссерам, знакомство с которыми является настоящим откровением, открытием целого мира. Где лишь последующее возвращение к нему становится тем самым осмыслением своего отношения к этому миру, разделяя зрителя на тех, кто навсегда останется пленником первой любви, и тех, кто будет способен эту любовь не столько даже предать, сколько, просто взяв на вооружение, пойти дальше.

В этом смысле этот номер интересен еще и невидимым диалогом, пронизывающим все тексты. Диалогом между авторами, с их порой диаметрально противоположным отношением к Ван Сенту – режиссеру. Где практически все, отдавая должное его влиянию в 90-х, сегодня, основываясь как на своих вкусовых пристрастиях, так и на отношениях к миру Ван Сента, избирают разные пути разговора о нем. От предельно сдержанного, местами даже едкого, до исполненного романтизма и благодарности. Разговора, начинающегося как монолог, но постепенно становящегося диалогом. С множеством вопросов, с попыткой найти ответы на них, прежде всего для себя, для своей дальнейшей возможности существования в мире кино. И если смотреть на все так, то лучшего кандидата для первого режиссерского номера нам было и не найти.