Клер Дени: «Смотреть фильмы, любить их, понимать в спокойной обстановке — это большая удача»

 

22 года назад первый фильм Клер Дени «Шоколад» впервые был показан в основном конкурсе Каннского кинофестиваля. Помимо этого, еще два ее фильма принимали участие в Каннском смотре. В нынешнем году, Дени доверена честь быть председателем жюри программы «Особый взгляд» (по мнению многих, программы, список фильмов которой, ни чем не уступает основному конкурсу). Об это и не только с Дени пообщались журналисты официального сайта Каннского кинофестиваля.

 

Как Вы отреагировали на предложение возглавить жюри программы «Особый взгляд»?

У меня было такое впечатление, что Тьерри Фремо совершенно не сомневался в том, что я этого хочу, и для него это было в порядке вещей. В общем, он был прав. Я попросила день на размышление, чтобы согласовать это предложение с моей работой. И в результате согласилась, потому что смотреть фильмы, любить их, понимать, в спокойной обстановке, без обычного стресса ? это большая удача.

И Вы тоже думаете, что программа «Особый взгляд» ? как раз то, что Вам подходит?

Мне лучше так не говорить, потому что из такого утверждения может последовать вывод, что я режиссер с «особым взглядом», словно бы я намеренно выбрала этот ярлык. Скажем так: когда я думаю о картинах программы «Особый взгляд», еще до просмотра, мне кажется, что это прекрасные фильмы, которые чему-то меня научат, приведут в восторг. И поэтому я очень счастлива.

Вы были на фестивале три раза, первый раз в основной программе, второй ? во внеконкурсной и третий ? в программе «Особый взгляд». Были ли Ваши впечатления каждый раз разными?

Действительно, на этом фестивале я перепробовала все.  В основной конкурсной программе участвовал мой первый фильм «Шоколад».  Я была им не очень довольна. Когда работаешь над своим первым фильмом, радует уже одно то, что смог его закончить! К тому же «Шоколад» демонстрировался в Каннах всего через три недели после окончания монтажа, даже работа над заглавными титрами еще не была закончена.  Мне кажется теперь, что меня поддерживала мысль о том, что это мой первый фильм.  Да и на фестиваль тогда я приехала не одна: со мной была целая делегация из Камеруна, со-продюсер фильма Жан-Поль Бельмондо, Исаак де Банколе и, разумеется, французские актеры, задействованные в фильме. Совершенно не верилось, что все это происходит со мной. Кроме того, прокатом «Шоколада» занимался Марен Кармиц. Так что я была под серьезной протекцией. Фильм вышел в кинотеатрах в тот же день, что демонстрировался на фестивале, и имел довольно неплохой успех. Это было одновременно страшно и приятно.

А что Вам запомнилось с фестиваля, на который Вы привезли «Мне не спится»?

Подъем по ступеням в зал показов программы «Особый взгляд» вместе с Лин Рено, Беатрис Даль, Ришаром Курсе, Алексом Деска. Я очень гордилась. Во-первых, своим фильмом, а во-вторых, тем, что иду по этой лестнице рядом с этими двумя актрисами. По большому счету я не расстроилась, что не попала в основную программу. Мои фильмы никогда не приносят мне удовлетворения, но некоторые из них передали мне свою энергию, сделали меня сильнее, а это самое главное.

А как прошел показ картины «Что ни день, то неприятности»?

По расписанию наш показ начинался в полночь. Вдруг во время просмотра мне сообщают, что в зал вызвали скорую, потому что два человека потеряли сознание. Я тогда подумала, что сама сейчас упаду, но тот человек добавил: «Ну что вы, наоборот, прекрасный фильм».  А по окончании просмотра, то есть где-то около двух часов ночи, Гумберт Балсан заказал нам всем шампанского на террасе. Он не был продюсером, просто ему очень понравился фильм. Это было чудесно.

Каковы Ваши первые воспоминания о кино?

В детстве мама рассказывала мне фильмы. Я их не видела,  потому что мы жили в Африке в таком месте, где не было кинотеатров. Я была старшей, и во время сиесты мама любила рассказывать мне содержание фильмов. Рассказывала она прекрасно. Особенно ей нравилось рассказывать фильмы ужасов, мне тоже это страшно нравилось. Как все дети, я любила, чтобы мама пугала меня. Например, я до сих пор помню фильм «Тридцать девять ступеней» по ее рассказам.

Почему впоследствии Вы решили посвятить себя кино?

Возможно бессознательно я переняла то, что любила моя мать, но я не возьму на себя смелость это утверждать. Скажу, что когда моя семья уже переехала во Францию, в подростковом возрасте я очень полюбила кино, полюбила быть кинозрителем. Я руководила школьным киноклубом, в котором, кстати, впервые увидела фильм Сатьяджита Рея «Трилогия об Апу». Я вдруг поняла, что кино ? это самое прекрасное, самое благородное занятие на свете. Что это гораздо больше, чем просто развлечение. Разумеется, когда смотришь фильм, то хорошо проводишь время, но одновременно каждый фильм ? это еще и определенная концепция мира. У меня создавалось впечатление, что кино многому учит меня в жизни, открывает мне жизнь во всей ее сложности. Я жила в пригороде, приезжала в Париж на вокзал Сен-Лазар и шла прямиком в ближайший кинотеатр «Сен-Лазар Паскье». Там я впервые посмотрела «Наудачу, Бальтазар» (Au hazard Balthazar). В этом кинотеатре я посмотрела фильмы, которые сегодня бы назвали «кино не для всех», но тогда так вовсе не считалось.

Где Вы предпочитаете смотреть свои фильмы?

В кинотеатре. Конечно, сейчас я уже привыкла и в самолете, но в самолете смотрю только чтобы заснуть или когда больше не могу читать. У меня дома большая коллекция DVD. Но дома я редко досматриваю фильм до конца, для этого мне нужно специально подготовиться, настроить себя, а главное ? обязательно смотреть не прерываясь, иначе я начинаю анализировать, разбирать фильм по косточкам, в общем удовольствия гораздо меньше. На самом деле я не люблю даже включать эту машину, в идеале мне бы нужно, чтобы фильм сам начинался, а потом выключался, так я могу настоиться на полное восприятие картины, а не производить каких-то действий над ней.

У Вас есть какой-то ритуал или особая привычка, связанная с Каннским фестивалем?

К фестивалю мне обязательно нужны хорошие духи со свежим, не очень сильным ароматом, чтобы не причинять неудобства окружающим. Это очень важно. Каждый раз по приезде в Канны я иду покупать такие духи, и мне это очень нравится.

Чем Вы занимаетесь в свободное от кино время?

Ничем. Люблю ничего не делать. Просто ничего. Бездельничать. Шататься. Болеть. Это, кстати, один из способов перестать работать ? немного поболеть. Но в конце концов безделье утомляет и становится ясно, что пора снова за дело…

Вы сейчас работаете над новым фильмом?

Ответить «да» было бы слишком просто. Ведь для начала работы над новым фильмом недостаточно просто щелкнуть пальцами.  Необходимо набраться мужества. В запасе у меня всегда есть множество разных проектов. Просто в один прекрасный день я действительно принимаюсь за работу.

В основной конкурсной программе довольно мало женщин-режиссеров. Считаете ли Вы, что женщине труднее снимать фильмы?

Может и так, но я об этом не задумывалась. Например, когда я встречаюсь взглядом с Аньес Варда, как сегодня на церемонии открытия, она смотрит на меня открыто и мужественно, берет меня под руку ? она словно говорит мне: «Держись, не сдавайся». Но она говорит мне это как режиссер режиссеру, и в данном случае то, что мы обе ? женщины, не имеет значения. Если бы ей не нравились мои картины, она бы так не делала.