Родригу Арейаш: От Джармуша к критике политической системы

CINETICLE продолжает серию материалов о фестивале «2 in 1». Сегодня мы публикуем запись пресс-конференции с португальским режиссером фильма «Полевая дорога» Родригу Арейашом. Напомним, в ленте идет речь о человеке, который возвращается в родную страну после десятилетнего отсутствия, чтобы отомстить за смерть брата. Все действие происходит в 1908-10 годах, накануне создания Португальской республики. «Полевая дорога» стала самым своеобразным фильмом конкурса. Вдохновленный работами Дэвида Генри Торо, этот неспешный вестерн также наполнен цитатами из Джармуша и классиков жанра.

Политика

Сценарий фильма я писал в 2008 году. В то время вещи еще не выглядели так плохо и никто не мог конкретно предсказать, что будет. Картина вышла в прокат в 2011 году, когда у нас были уже предварительные выборы и было очевидно, что страна катится в никуда. По-этому, мне было важно показать «Полевую дорогу» публике и продемонстрировать свое недовольство как политикой всего Евросоюза, так и политикой португальского правительства за последние тридцать лет, которое, почему то, ударилось в эту убийственную капиталистическую тенденцию. Что, собственно, и привело нас к той ситуации, в которой мы сегодня оказались.

Джим Джармуш

Да, безусловно, вы можете видеть его влияние и если честно, то я, конечно, много понатаскал у него из разных фильмов, но сделал это совершенно сознательно.  Это не столько имитация,  сколько оммаж Джармушу. Вестерн — это такой любопытный жанр, в котором творило множество мастеров и, в принципе, внимательный зритель, видевший много вестернов, сможет найти достаточно отсылок в моей картине. И опять же, мне было любопытно сделать фильм в жанре настолько четко выраженном, а у вестерна есть совершенно определенные рамки, но в то же время ухитриться вместить туда как можно больше отсылок к другим режиссерам, которые не портят мою картину, а скорей добавляют нечто к моей режиссерской шутке. Если б позволили средства, я снимал бы не на камеру RED, а в черно-белом цвете, и тогда схожесть с «Мертвецом» стала бы еще очевидней.

Путь героя

Капитуляция героя? Нет, он просто понимает, что путь борьбы – это не его путь. Он не хочет дальше по нему идти. Я сам не разделяю этого убеждения, я человек боевой и готов сражаться за свои права и за то, чтобы все было хорошо вокруг меня. Но герою этот путь противен, а ситуация такая, что если ты выбираешь этот путь раз – ты будешь вынужден пройти по нему до самого конца и твоя жизнь превратится в борьбу. Причем прожить такую жизнь хотят далеко не все. Как сказано в цитате Генри Торо: «Тебе не нужно менять весь мир, тебе достаточно изменить те обстоятельства, что окружают и касаются лично тебя». Если ты это сделаешь – этого уже будет достаточно для того, чтобы какая-то часть мира стала лучше.

Музыка

С The Legendary Tigerman это уже наш третий проект. Их солист — больше рок-н-рольный музыкант. Тогда как Рита Редшус склонна скорее к поп-музыке. Но они вместе работали над фильмом. Я их не ограничивал, я не из тех людей, кто душит творческую свободу. Они писали музыку так, как как считали нужным. По-моему, получилось отлично. Самим им фильм тоже очень понравился. Для меня же очень важна еще и визуальная составляющая фильма. Сначала, я смотрю на пейзаж, если он красивый – то я помещаю туда своих героев. Я изучал искусство, и образы имеют очень большое значение в моей работе.

Португальское кино

Мы сейчас переживаем не лучшие времена, но в то же время проявляется расцвет и разнообразие фильмов и жанров. Я не хочу сказать, что чем сильнее нас бьют, тем выше мы прыгаем, нет. Но тем не менее, у нас появились люди, которые готовы защищать кинематограф, готовые драться и все это, конечно, способствует расцвету португальского кино.

Записал Сергей Дёшин