ТОП-30 самых ожидаемых фильмов 2012 года

 

Сегодня стало известно большинство фильмов, премьеры которых стоит ожидать в ближайший год. Одни из этих картин уже полностью готовы, другие находятся в стадии пост-продакшна, третьи – на стадии съемочного процесса. При этом ряд из них уже нацелен на Берлин, Канны, Венецию, Торонто или Локарно. А фильмы Кампоса и Хартли уже и вовсе были презентованы зрителям. В связи с этим CINETICLE предлагает список 30 наиболее ожидаемых фильмов 2012 года — авторских историй, в которые мы больше всего верим.

 

1. «Отбросы общества» (Low Life), Джеймс Грэй

Джеймс Грэй сегодня по праву считается одним из самых талантливых режиссеров США. Его можно сравнивать и с режиссерами Золотого Голливуда, и с Копполой, и даже с большими европейскими мастерами. Грэй работает в системе, но обходит ее. Играет с жанрами, но оставляет их скорее предлогом к чему-то большему. Каждый его фильм – это неизменное движение вперед. В «Отбросах общества» рассказывается о молодой эмигрантке из Польши (Марион Котийяр), которая прибывает в Америку. Еще в дороге ей приходится оказывать услуги сексуального характера, чтобы обеспечить заболевшую сестру лекарствами. В Америке героиня знакомится с персонажем Хоакина Феникса, который убеждает ее стать проституткой, в то время как его брат (Джереми Реньер) – фокусник – становится ее единственной надеждой на спасение. Все это на словах изобилует штампами, но именно мастерски обыгрывая их, и создает свои полотна Джеймс Грэй.

 

2. «Табу» (Tabu), Мигель Гомеш

Свою новую работу изобретательный португалец Мигель Гомеш снимал в Лиссабоне и Африке. В фильме рассказывается о том, как после смерти старушки ее сосед и горничная из Кабо-Верде узнают увлекательную историю из ее биографии. Судя по предварительным анонсам, фильм будет черно-белым, его название отсылает к картине Мурнау «Табу: история южных морей». Все это позволяет ожидать занятный, элегический и многоуровневый фильм в традициях «Лицо, которые ты заслуживаешь» и «Наш любимый месяц август».

 

3. «Саймон-убийца» (Simon Killer), Антонио Кампос

Молодой американец отправляется в Париж с надеждой забыть свою подружку. Здесь он знакомится с местной проституткой и постепенно, преследующий скрытые цели, опускается на самое дно «другого» Парижа. «Саймон-убийца» – вторая режиссерская работа Кампоса. До этого был «После школы» – один из лучших дебютов последних десяти лет, и несколько мастерских короткометражек. Санденовская критика уже отмечает новую работу режиссера, восхищаясь стилистикой и работой со звуком. Но главное, отмечая ту блестящую атмосферу отчужденности, что Кампос мастерски передавал еще в своих предыдущих работах.

 

4. «Выживут только влюбленные» (Only Loves Left Alive), Джим Джармуш

Таинственная история вампирской любви на фоне опустошенной интерзоны Танжера и рабочих кварталов Детройта. Мало кто ожидал подобного сюжета от гуру американского независимого кино в самый пик моды на жанр (только в этом году стоит ожидать вампирских фильмов от Нила Джордана и Тима Бертона). Из кастинга известны пока только четыре имени: дивная Мия Васиковска, Джон Херт, Тильда Суинтон и новомодный Майкл Фассбендер. «Я воображал себе этот фильм много-много лет, – говорит Джармуш, – и мне не терпится приняться за работу, тем более – с такой выдающейся командой». Съемки должны начаться только в наступающем феврале, но если рабочий процесс пойдет в темпе «Пределов контроля», картина будет готова уже к Каннскому фестивалю.

 

5. «Что-то в воздухе» (Something in the Air), Оливье Ассаяс

Действие фильма происходит в Париже 1970-х. По сюжету ученик одной из парижских школ разрывается между своими творческими амбициями и политикой того времени. Как и сам Ассаяс в молодости, главный герой мечтает рисовать и создавать кино. И это схожесть, и время фильма, позволяет говорить о «Что-то в воздухе» как об одном из самых личных и биографичных фильмов режиссера. А вспоминая ранние работы Оливье Ассаяса, где личностное преобладало над жанровым, можно ожидать наиболее нежный и интимный фильм года, где одной из важных составляющих будет еще и музыкальная подсветка с композициями того времени.

 

6. «Компьютерные шахматы» (Computer Chess), Эндрю Буджалски

Новый фильм Эндрю Буджалски, лидера движения Mumblecore. Буджалски, известный своими маленькими картинами, в которых можно найти все лучшее от раннего Вуди Аллена до фильмом Уэса Андерсона, впервые для себя и своих коллег обращается к истории. Действие «Компьютерных шахмат» происходит в 80-е, во времена зарождения компьютерных технологий. В центре сюжета — истории создателей компьютерных шахмат и первые попытки противостояния компьютера и человека. Сам Буджалски, называя себя ботаником, признается, что этот фильм – это его возможность заглянуть в мир, который всегда будоражил его воображение.

 

7. «Заклинание для защиты от тьмы» (A Spell to Ward Off the Darkness), Бен Риверс и Бен Рассел

Совместный проект двух наиболее интересных авангардистов последних лет – Бена Риверса и Бена Рассела. О Риверсе говорят, что он снимает документальные фильмы о параллельных мирах. Рассела называют большим фантазером и поэтом. Обоим близка тематика выхода за рамки реального. Именно об этом и их «Заклинание для защиты от тьмы», фильм, который согласно режиссерам находится между вымыслом и документальным кино, где прежде всего «важен опыт, в соответствии с которым вера в трансцендентное и есть естественное следствие современной жизни».

 

8. «Барбара» (Barbara), Кристиан Петцольд

После работы с Ниной Хосс в театре Петцольд вновь снимает ее в своей новой картине «Барбара» (Barbara). Все действие здесь происходит в ГДР в 1980-м году. Хосс играет врача, которая хотела покинуть страну, но вместо этого была переведена на работу в провинцию. Вместе с подругами она готовится бежать на Запад, но, влюбившись в своего коллегу, вынуждена выбирать между любовью и свободой. Как и мамблкоровцы, режиссеры берлинской школы в последние годы ищут пути своего дальнейшего развития. И в этом есть что-то символичное, что Петцольд, лидер «берлинской школы», также как более молодой Буджалски первым среди своих единомышленников обращается к исторической перспективе.

 

9. «Сегодня» (Aujourd?hui), Ален Гомис

Наравне с лучшими работами Алена Гироди, Квентина Дюпье, Эрика и Рамзи «Андалусия» франко-сенегальского режиссера Алена Гомиса была самым наглым и абсурдным французским фильмом последних лет. Новый фильм-концепт Гомиса будет куда более серьезным. «Сегодня» ставит вопрос: что происходит в голове человека, которому осталось прожить один день? Вопрос не новый (вспомним хотя бы трогательное «Время прощания» Франсуа Озона), но сложный и интересный. Съемки картины проходили в окрестностях Дакара, в главной роли в фильме снялся поэт и певец Сол Уильямс.

 

10. «Сделка Когана» (Cogans Trade), Эндрю Доминик

Главная надежда большого повествовательного кинематографа – «австралийский Терренс Малик» Эндрю Доминик. Спустя пять лет после медитативного вестерна «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса», Доминик выстреливает  криминальным жанром. Палач мафии Коган (Питт) расследует ограбление, организованное боссами турнира по покеру. На вторых ролях Рэй Лиотта, Сэм Шепард, Джеймс Гандольфини. Оригинальный роман Джорджа Хиггинса отдавал, условно говоря, больше братьями Коэнами, однако что-то подсказывает, что здесь ставка будет сделана на брутальность, которую отлично выражает Бред Питт с зализанными волосами, в кожанке и с дробовиком в руках. Премьера «Сделки Когана» назначена на лето. В российском прокате фильм выйдет под названием «Ограбление казино».

 

11. «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни» (A Pigeon Sat on a Branch Reflecting on Existence), Рой Андерссон

Режиссер-выдумщик Рой Андерссон большее время своей жизни снимал остроумную рекламу и абсурдные короткометражки. После чего в нулевых он выпустил два хита «Песни со второго этажа» и «Тебе, живущему», картины сатиричные и незаурядные. Утешая себя тем, что Бунюэль снял свои лучшие фильмы между 60-ю и 80-ю годами, Андерссон обещал продолжать снимать большое кино, и вот на этот год запланирован его следующий фильм с бодрящим и отпугивающим названием «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии». Фильм заявлен как продолжение трилогии о человеческом существовании и как история двух людей, коммивояжера и полоумного продавца, рассуждающего об обществе.

 

12. «Семь психопатов» (Seven Psychopaths), Мартин МакДонах

Мартин МакДонах снял комедию о сценаристе в поисках вдохновения, который вместе с приятелями украл собаку главного гангстера города. В картине заявлен отличный актерский ансамбль: Колин Фаррелл, Вуди Харрельсон, Сэм Рокуэл, Кристофер Уокен и Том Уэйтс. «Психопаты» – второй полнометражный фильм ирландского драматурга и режиссера МакДонаха, известного работой «Залечь на дно в Брюгге» и титулованной короткометражкой «Полная обойма». Ожидаем калейдоскопическое и веселое кино.

 

13. «Космополис» (Cosmopolis), Дэвид Кроненберг

Ожидалось, что эта экранизация одноименного романа Дона ДеЛилло будет готова к Каннскому фестивалю, но теперь премьера перенесена на декабрь. В главных ролях Роберт Паттинсон, Джей Барушель, Саманта Мортон, Пол Джаматти, Матье Амальрик и Жюльетт Бинош. Мультимиллионер (Паттинсон) пускается в 24-х часовую одиссею по Манхеттену, пытаясь подстричься, и одновременно с этим, ставя свое состояние против падающей японской Йены.

 

14. Весенние каникулы (Spring Breakers), Хармони Корин

В развитии своей антиэстетики, соприкоснувшись когда-то с движением «Догма» и харизматическим влиянием Вернера Херцога, кинематограф Хармони Корина в современном американском кино является аналогом направления lo-fi в музыке – плохого, но мощного звучания. Ее предел (как и предел всего «американского независимого»), кажется, был достигнут в прошлой работе Корина «Трахатели мусорных баков». Описание же его нового фильма о грязных делах четырех студенток пока напоминает скорее анонс среднего фильма с Джеймсом Франко, чем самого Корина. Но это фильм Хармони Корина – и это говорит о многом.

 

15. «Гебо и тени» (Gebo et lombre), Мануэл ди Оливейра

У нас с друзьями есть традиция, каждый год мы ждем новый фильм Мануэла ди Оливейры. И если другие великие режиссеры, даже Дюмон или Коэны, скорее отпугивают ежегодной регулярностью, то стабильные анонсы картин ди Оливейры умиротворяют и символизируют вечность. «Габо и тень» – экранизация пьесы португальского писателя Рауля Брандао. В фильме сыграли 80-ти летний Микаэль Лонсдаль, 84-х летняя Жанна Моро и 73-х летняя Клаудия Кардинале. Съемки фильма проходили в Париже.

 

16. «Грязь» (Mud), Джефф Николс

После прошлогоднего триллера о параноике и апокалипсисе «Укрытие» (Take Shelter), молодой Джефф Николс считается одной из главных режиссерских надежд Америки. Его новый фильм намечен уже на этот год. Картина «Грязь» анонсирована как драма о двух подростках, которые встречают беглеца и решают помочь ему воссоединиться с его любимой женщиной. Как и в «Укрытии», в «Грязи» ожидается сказочное сочетание действительности и вымысла. К звезде «Укрытия» Майклу Шеннону в новой работе Николса присоединятся Риз Уизерспун, Мэттью МакКонахи и один из мальчиков из «Древа жизни».

 

17. «Освобожденный Джанго» (Django Unchained), Квентин Тарантино

Заявленный как ремейк корбуччевского спагетти-вестерна, «Джанго» на деле, конечно, окажется традиционным тарантиновским перевертышем. «Я хочу сделать фильм про ужасные страницы истории Америки, – говорит Тарантино, – связанные с рабством, причём хочу сделать это в жанре спагетти-вестерна. Я попытаюсь иметь дело с тем, с чем Америка ещё не имела дела, потому что она стыдится этого, и другие об этом не говорят, так как считают, что не имеют на это право». Определенно и без этих коннотаций это будет шикарное развлечение для всех любителей жанра вестерн (= кинематографа). Большего от Тарантино давно уже не стоит ждать, но – вопрос в другом – развлечение обещает быть либо на один вечер, либо на весь сезон.

 

18. «Стокер» (Stoker), Пак Чхан-ук

Американский дебют главного корейского режиссера Пак Чхан-ука. В фильме снимаются Николь Кидман, Дермот Малруни и Мия Васиковска. Автор сценария – актер Вентворт Миллер. Композитор – Филипп Гласс. Продюсеры – Тони и Ридли Скотт. В фильме пойдет речь об эксцентричном подростке и ее матери, к которым после смерти отца возвращается загадочный и отстраненный дядя. Корейский режиссер является обладателем Каннского Гран-при за «Олдбоя» (2004) и Приза жюри за «Жажду» (2009). Несомненно, и в этом году его «Стокер» будет одним из главных фаворитов Каннского фестиваля.

 

19. «Королевство полной луны» (Moonrise Kingdom), Уэс Андерсон

Предвкушая фильмы Уэса Андерсона, приятнее всего узнавать об актерах и музыкантах, задействованных в его проекте. В «Королевстве» играют Брюс Уиллис, Билл Мюррей, Тидльда Суинтон, Харви Кейтель. Композитором картины, как и в «Бесподобном мистере Фоксе», выступит Александр Деспла. Сюжет происходит в 60-е в Новой Англии и рассказывает о паре влюбленных ребят, убежавших со своего города. Премьера фильма ожидается в мае. Настроение трейлера напоминает недавние «Не сдавайся» Ван Сента и «Субмарину» Айоаде.

 

20. «Тем временем» (Meanwhile), Хэл Хартли

Долгожданная и многострадальная работа «вечного сына Годара». Еще несколько месяцев назад Хартли собирал в интернете пожертвование на пост-продакшн, в итоге было собрано $56 тыс. «Если у меня есть триста долларов, я снимаю за триста, если пятьдесят — снимаю за пятьдесят», – говорит Хартли, который снова выступает в привычной роли человека и парохода. Он и режиссер и сценарист, монтажер, композитор и продюсер в одном лице. Главную роль снова играет большой друг и талисман режиссера Д.Дж. Мендел. Его персонаж Джо Фултон – перманентный фланер Манхэттена, который умеет все на этом свете: от установки раковины и производства интернет-рекламы до организации международного финансирования строительного проекта. Как и Генри Фул, он написал большой гениальный роман, кроме того он еще и первоклассный барабанщик. Но коллизия Джо Фултона состоит в том, что при всех талантах успех вечно ускользает от него. Первый показ фильма уже состоялся в рамках ретроспективы Хэла Хартли на 19 Международном фестивале кинематографического искусства Plus Camerimage в польском городке Быгдощ (проходил с 26 ноября по 3 декабря 2011). Дата и место международного релиза фильма пока не известна*.

 

21. «После мрака свет» (Tenebras Lux), Карлос Рейгадас

О новой картине «медленного» мексиканского автора Карлоса Рейгадаса, почитателя классиков Тарковского и Дрейера, известно не много. На прошлом Берлинском фестивале режиссер рассказывал, что собирается делать полуавтобиографический экспрессионистский фильм о «чувствах, воспоминаниях, мечтах, надеждах, страхах и фактах своей теперешней жизни» снимая его в местах, где сам проживал в свое время – в Мексике, Испании, Бельгии. Поддержку картины осуществляет фонд Хуберта Балса. Очевидно, что премьера состоится на Каннском фестивале, где Рейгадас — давний любимчик. Вероятней всего, – в программе «Особый взгляд».

 

22. «Ожидание» (The Wait), М. Блаш

История двух сестер, которые решили оставить тело матери дома, после того, как получили сообщение о ее возможном возвращении к жизни. Такое описание фильма, конечно, вызывает невольную ухмылку. Но фильм М. Блаш все же стоит ожидать по другим причинам. Его предыдущий фильм «Ложь», показанный в Каннах в 2006 году, был полон непосредственности и очарования. И «Ожидание» может быть во многом продолжением этой истории. Не зря в главных ролях практически музы режиссера Хлоя Севиньи и Джина Меллоун («Донни Дарко»). Сам же Майкл Блаш успел принять участие как актер в вансентовском «Параноид парке», и отметиться своим голосом в «Венди и Люси».

 

23. «Холли Моторс» (Holly Motors), Леос Каракс

Возвращение Леоса Каракса в дуэте со своим альтер-эго Дени Лаваном и в компании звездных актрис (Евы Мендес) и певиц (Кайли Миноуг). Это фильм о сутках из жизни человека (Лаван), который в поисках пристанища путешествует между несколькими параллельными жизнями, переходит от одной личности к другой, становясь по ходу дела то убийцей, то нищим, то генеральным директором крупной компании, то чудовищем (привет, Мистер Говно из «Токио»). «Холли Моторс» должно ответить на вопрос: было ли молчание Каракса знаком гения нашему мелкому времени? Если да, то нас ждет ни больше ни меньше его «Внутренняя империя». Если же нет, и если затишье было банально связано с творческим кризисом самого режиссера – в таком случае его новая картина может напоминать поздние шизоидные опусы Такеши Китано. Но в любом случае «выход из пустоты» Леоса Каракса нельзя не заметить или пропустить – это тот самый момент, который мы называем сакральным.

 

24. «Мастер» (The Master), Пол Томас Андерсон

Возвращение Филиппа Сеймура Хоффмана в большое кино после великолепной игры в «Синекдоха, Нью-Йорк» и вместе с тем возвращение большого режиссера Пола Томаса Андерсона. Хоффман играет создателя религиозного течения в 1952-м. Однако в тот момент, когда движение набирает обороты, его помощник (Хоакин Феникс) начинает сомневаться как в самой системе, так и в своем учителе. При этом Андерсон один из последних в США, кто снимает на пленку, делает свой фильм с помощью симбиоза 35мм и 65мм пленки. За последнее отвечает камера, с помощью которой Кубрик снимал свою «Космическую одиссею».

 

25. «Бог простит» (Only God Forgives), Николас Виндинг Рефн

История тайского полицейского и британского гангстера, скрывающихся в Таиланде. Главная тема – история мести. Среда обитания – мир азартных игр и бокса. Рефн, ставший в 2011 в один миг одним из самых обсуждаемых режиссеров, в своей новой картине вновь работает с Райаном Гостлингом. В операторах значится Ларри Смит («Бронсон», «С широко закрытыми глазами»). И все указывает на то, что нам стоит ждать повторение безумия «Драйва», с очередной серией киноотсылок, атмосферой и теперь уже азиатской тематикой.

 

26. «Большой дом» (Big House), Маттео Гарроне

Режиссер строгого криминального исследования «Гоморра» Матео Гарроне продолжает наблюдать за итальянским обществом и культурой потребления. Теперь его внимание приковано к индустрии развлечений. «Большой Дом» – это телешоу Большой Брат по-итальянски. Съемки картины проводились в Неаполе и Риме. Ожидаем тонкой наблюдательной антропологической картины.

 

27. «Ночные ходы» (Night Moves), Келли Рейхардт

С фильмом Рейхардт пока больше вопросов, чем ответов. Известно, к примеру, что в центре сюжета — история трех защитников природы, которые намереваются взорвать плотину. Известно, что главные роли исполнят Пол Дано и Питер Сарсгаард. Под вопросом – участие Руни Мары («Девушка с татуировкой дракона»), финансирование и начало съемок. Однако несмотря на это, есть все шансы увидеть «Ночные ходы» уже в нынешнем году в Венеции.

 

28. «Великие мастера» (The Grandmasters), Вонг Кар-Вай

Вонг Кар-Вай снимает фильм о Брюсе Ли, причем снимает очень давно. Звучит странно, если не помнить о раннем криминальном периоде Кар Вая. Действие происходит в 50-х и сосредоточено на отношениях Брюса с его учителем, мастером Ип Маном, которого играет Тони Люн. Судя по трейлеру, фильм напоминает одновременно рекламу нового внедорожника и признание в любви всем ниндзя-боевикам. Стоит ожидать головокружительного и эклектичного действия.

 

29. «Я был темнее» (I Used to Be Darker), Мэттью Портерфилд

Портерфилд стал одним из главных откровений последнего года в американском независимом кино. Его Putty Hill, полудокументальная история о подростках Балтимора, упоминалась в многочисленных ТОПах, была издана  специальной серией на DVD. В своем фильме Портерфилд брал интервью у подростков, как и в предыдущей картине аккуратно балансируя между реальным и постановочным. Его новая картина скорее всего станет продолжением этих экспериментов. Здесь речь пойдет о молодой женщине из Северной Ирландии, которая, забеременев, ищет убежища у американских родственников. Так за историей самой девушки проявляется история семьи и их отношений с окружающим миром.

 

30. «Любовь» (Amour), Михаэль Ханеке

Самое святое и сакральное уже вынесено в название картины. Все, что нам нужно, – это любовь? После беспощадного вскрытия  австрийца мы в этом уже не будем так уверены. Самое страшное, что Ханеке действительно берется препарировать самое святое, что нам дано. «Любовь» – это история пожилой парижской семейной пары, учителей музыки (Жан-Луи Трентиньян и Эммануэль Рива). С их дочерью (Изабель Юппер), живущей за границей и так же занимающейся музыкой, случается инсульт. Она, наполовину парализованная, возвращается в дом родителей. В дом музыки. Это и есть начало испытания для «этих двоих» (рабочее название фильма) и их любви. В картине также играет португальская актриса Рита Бланко и Уильям Шимелл — английский оперный певец, сыгравший главную роль в европейском дебюте Аббаса Киаростами («Копия верна»). Одно здесь вызывает сомнения = оператор Дариус Хонджи, работающий ранее с Ханеке только над американской версией «Забавных игр».

 

Станислав Битюцкий, Сергей Дёшин, Олександр Телюк

 

В 2012 году возможен выход новых фильмов Клер Дени (съемки должны были стартовать прошлой осенью), Арно Деплешена (о состоянии проекта пока ничего не известно) и Хоу Сяосяня («Убийца» — фильм, ожидаемый еще на прошлой Венеции; о нынешнем состоянии картины пока ничего не известно).

 

* — Накануне стало известно, что нью-йоркская премьера фильма состоится 29 февраля

 

Читайте также:

— ТОП-30 самых ожидаемых фильмов 2011 года

— 47 лучших фильмов 2011 года