Лучшие фильмы 2015 года | Сергей Дёшин

 

Сергей ДЁШИН:

 

1. «Ассасин» (Nie yin niang), Хоу Сяосянь, Тайвань, Китай, Гонконг, Франция, 2015

Такие фильмы появляются раз в десять лет. Абсолютный и поэтический как холодная каллиграфия. «Барри Линдон» восточного кинематографа. Помню, как много лет назад в первом интервью Хоу Сяосяня, что я прочитал, мне запомнилась его история — в детстве он больше всего любил гулять в одиночестве по саду и сидеть подолгу на одном из деревьев, погружаясь в мир грез. Мне кажется, «Ассасин» — это первый фильм Хоу, который приблизился к красоте и силе того детского состояния одинокого мальчика созерцателя.

 

2. «Форс-мажор» (Turist), Рубен Остлунд, Швеция, Франция, Дания, Норвегия, 2014

Скандинавская комедия/драма мужского/женского в лучших традиция… нового Михаэля Ханеке.

 

3. «Синяя комната» (La chambre bleue), Матье Амальрик, Франция, 2014

Филигранный триллер. Кассаветес из Амальрика в «Турне» вышел посредственный, тогда как Шаброль в «Синей комнате» — идеальный.

 

4. «Моя мама» (Mia Madre), Нанни Моретти, Италия, Франция, 2015

«Комната сына», кажется, был единственным фильмом, на котором я когда-то заплакал. Новый фильм Моретти стоит на том же пути — такое простое и сентиментальное кино, трогающее до самой души, сегодня никто больше снять не способен.

 

5. «Врожденный порок» (Inherent Vice) (2014) Пол Томас Андерсон, США, 2014

Приключения Ларри «Дока» Спортелло как пример идеального наркотического кино (забудьте «Мертвеца» или Ходоровского). Смотреть и погружаться в фильм можно бесконечно. Благодаря, в том числе, и атмосфере Калифорнии 70-х, выполненной на таком уровне, который не снился и мастерам стилизации покруче — ни братьям Коэн (во все-таки больше условном «Внутри Льюина Дэвиса»), ни даже Тодду Хэйнсу (в плакатно-топорной «Кэрол»).

 

6. «Кладбище великолепия» (Rak ti Khon Kaen), Апичатпонг Вирасетакул, Таиланд, Великобритания, Франция, 2015

Что там говорил Годар? Снимать не политическое кино, а политически? Лучший сюрреалистический фильм года, на котором, безусловно, заснул бы даже и призрак Андре Бретона, но всю тайную политическую силу которого не почувствовать невозможно даже людям далеким от политических протестов. Фильм-манифест, фильм-сон. Плюс ко всему, вместе с «Минотавром» мексиканца Николаса Переды — это удивительный в своем унисоне оммаж «Не хочу спать одна» Цая. Больший позор Каннского кинофестиваля не в награждении Одиара, а в ссылке Вирасетакула в «Особый взгляд».

 

7. «Любовь» (Love), Гаспар Ноэ, Франция, Бельгия, 2015

Фильм о 20-летних, как будто снятый 20-летним режиссером. Фильм о молодежи, каким он и должен быть. Они трахаются, они страдают, они расстаются. Все честно. После «Входа в пустоту» это такой себе Ноэ-лайт, что тоже хорошо. Часто в контексте фильма можно слышать разговоры о саундтреке как примере самого плохого вкуса, о банальности выбора. Оставим эти разговоры снобам, в фильме Ноэ прежде всего памятна сцена орального секса под гитару Джонни Фрушанте и, конечно, оргия под заглавную мелодию из карпентеровского «Нападения на 13-й участок». В этом весь Ноэ. Идите на х*й со своими Эриками Сати и «Гольдберг-вариациями».

 

8. «Мисс Переполох» (She’s Funny That Way), Питер Богданович, Германия, США, 2014

Комедия года. Одна из самых удачных работ во всей фильмографии Богдановича. По меркам моей симпатии — «Мисс переполох» очень близка ко «Все они смеялись». Чуть не забыл: при этом терпеть не могу Любича и 40-е.

 

9. «Путешествие в ночь с Джимом Джармушем» (Travelling at Night with Jim Jarmusch), Леа Ринальди, Франция, Марокко, 2014

Скромное часовое док-наблюдение о съёмках «Выживут только любовники» и ни на что особо не претендующее, кроме одного — послужить порталом на съемочную площадку к Джиму Джармушу. (Увидеть режиссера крупным планом в прямом эфире смотрящего на реакцию Суинтон и Хиддлстона!) Ни меньше, ни больше.

 

10. Не увиденные фильмы Хон Сансу, а также Цзя Чжанке, Мигеля Гомеша, Пьетро Марчелло, Филиппа Гарреля, Хэла Хартли, Вуди Аллена

 

Лучший российский фильм года — «Чайки», Элла Манжеева, 2015

 

Разочарование года — молодое кино Латинской Америки («Движение» Бенджамина Найштата, «Неоновый бык» Габриеля Маскаро, «Объятия змея» Сиро Гуеры, «Дама с собаками» Лауры Ситарельи и Вероники Льинас)

 

Классика или фильмы прошлых лет:

«Загадка незаконнорожденного» (Puzzle of a Downfall Child) Джерри Шацберг, 1970

 

«Франсишка» (Francisca) Мануэль де Оливейра, 1981

 

«Королевство Дока» (Doc’s Kingdom) Роберт Крамер, 1988

 

Ретроспектива года Вера Хитилова

 

 

к списку авторов