ТОП-10 американских криминальных фильмов 70-х


70-е годы в США ознаменовались настоящим расцветом криминального кино. Одни из этих фильмов позже оказались незаслуженно забыты, другие стали источником вдохновения для режиссеров последующих поколений. CINETICLE, вспоминая об этой важной вехе в истории, составил список главных криминальных фильмов десятилетия.


О расцвете криминального жанра в американском кино 70-х свидетельствует не только попадание в списки кассовых чемпионов десятилетия таких фильмов как «Французский связной» (1971), «Билли Джек» (1971), «Грязный Гарри» (1971), «Крестный отец» (1972), «Афера» (1973), «Собачий полдень» (1975), «Смоки и бандит» (1977) — все эти фильмы входят в пятерку кассовых лидеров своего года. И не только многократная окупаемость крайне дешевых блэксплотэйшн фильмов — при бюджете в 500 тыс. долларов «Шафт» (1971) собрал в прокате 13 миллионов. Криминальные фильмы становятся фаворитами оскаровских академиков. «Французский связной» (1971) – 5 Оскаров, в том числе лучший фильм, лучший режиссер, лучший актер, лучший сценарий (адаптация). «Крестный отец» (1972) – 3 Оскара, лучший фильм, лучший сценарий (адаптация), лучший актер. «Афера» (1973) – 7 Оскаров, в том числе лучший фильм, лучший режиссер, лучший сценарий (адаптация). «Крестный отец, часть II» (1974) – 6 Оскаров, в том числе лучший фильм, лучший режиссер, лучший сценарий (адаптация).

На руку режиссерам играл и общий разгул преступности, начавшийся в середине 60-х: в 1968 году создается новое, более мощное Бюро по борьбе с наркотиками;  в отправляющиеся домой гробы американских солдат, погибших во Вьетнаме, вкладывают героин (см. «Кто остановит дождь» (1978) Рейша и «Гангстер» (2007) Скотта); на слуху громкие криминальные дела – убийство Китти Дженовезе (1964); свирепствуют серийные маньяки – сын Сэма («Кровавое лето Сэма» (1999) Ли) и Зодиак (одноименный фильм Финчера 2007 г.); мафия, работавшая по реально существовавшей схеме «Французский связной», с помощью коррумпированных нью-йоркских полицейских в 1972 году крадет со склада с конфискатом героин на 70 миллионов долларов.

Запросы аудитории и профессиональное признание не могли не породить и другие криминальные фильмы, которые более известны в США и являющиеся для самих американцев не менее классическими. В чем же их ценность для современного зрителя? Проще всего это можно объяснить цитатой из мемуаров Люмета, вот его рассказ об операторской работе в фильме «Собачий полдень»: «Главной задачей было заставить зрителя поверить в подлинность происходящего. Поэтому мы решили отказаться от искусственного освещения. Банк освещался флюоресцентными лампами, расположенными на потолке. Если нам не хватало света, мы просто увеличивали напряжение и лампы светили ярче. Ночью снаружи источником света служил гигантский прожектор, расположенный на крыше полицейского фургона. Его света, отражавшегося в стеклах банка, было достаточно для подсветки лиц зевак. В двух кварталах от банка Виктор разместил юпитер позади толпы. Но поскольку он установил его на фонарном столбе, такая подсветка тоже выглядела вполне натурально. Нам она понадобилась, поскольку настоящий уличный фонарь не давал достаточной освещенности. Сцены на улице и в банке снимались двумя, а порой и тремя камерами с рук, что подчеркивало документальность происходящего».

Заложенная Фридкиным во «Французском связном» полудокументальная манера повествования о борцах с наркоторговлей и поддержанная Оскарами, становится определяющей (Сам Фридкин говорил о влиянии документальной эстетики политического триллера «Дзета» Коста Гавраса, получившего Оскар в номинации «Лучший зарубежный фильм» в 1970 году). Эта эстетика натуралистического реализма проникает во все последующие фильмы о полицейских и бандитах в современной режиссерам Америке. Не стоит забывать и о том, что выпущенный в прокат 3 месяцами раньше «Шафт» был снят выдающимся фотографом-реалистом Гордоном Парксом, хроникером черных гетто. В обоих фильмах холодный, неприветливый Нью-Йорк, замусоренные кварталы, уличная толчея. Америка 70-х, Америка политического, экономического и морального кризиса даже в этих сугубо жанровых работах видна не чуть не хуже, чем в авторских фильмах Шацберга, Скорсезе, Кассаветиса, Эшби, Тобака, Рэфелсона, Олтмена, Антониони, Бернетта.

Десять фильмов, на которые стоит обратить особое внимание.

1. Захват поезда Пэлам 1,2,3 / The Taking of Pelham One Two Three (1974)  Джозефа Сарджента

В американском прокате со 2 октября  1974 года. В 1998 году снят телевизионный римейк, в 2009 Тони Скоттом кинофильм – оба римейка по мнению критиков и близко не дотягивают до оригинала. Клички бандитов процитированы Тарантино в «Бешеных псах» (1992).

Безусловная вершина жанра, где-то вдалеке оставляющая ближайших конкурентов. Четверо бандитов, именующих себя мистер Синий (Шоу), мистер Зеленый (Балсам), мистер Серый (Элизондо) и мистер Коричневый (Хайдмэн) захватывают поезд нью-йоркского метро. Они отгоняют его в тоннель и просят выкуп за жизни  пассажиров-заложников — 1 миллион долларов. Злодеи предусмотрели все — они замаскировались одинаковыми клетчатыми плащами, роговыми очками и пышными усами, а также пенсионерскими шляпами. Готовы у них и пути отступления.

Комически-угрожающий вид бандитов противопоставлен легкому сарказму знаменитого американского комика Уолтера Маттау, главной звезде криминального жанра 70-х. Нельзя сказать, что для Маттау это была какая-то серьезная смена амплуа, он выступал в криминальных фильмах (в том числе играя злодеев) в 50-е и 60-е годы. Но именно в 70-е, когда характеры героев этих фильмов стали максимально походить на среднестатистического американца — Маттау в намеренно приземленном антураже  полицейских кабинетов, грязных улиц и и пыльных провинциальных дорог становится настоящим героем из народа, даже если идет на ограбление. Взгляд сенбернара, еврейское происхождение, осанка профессора ботаники, общее ощущение от человека с огромным жизненным опытом, стоически принимающего испытания, Иов с пистолетом и без взываний к Богу.

Лейтенант службы безопасности метрополитена Захария Гарбер с циничным спокойствием и неослабевающим вниманием наблюдает как за действиями бандитов, так и за напыщенной суетой диспетчеров метро, считающих что нет ничего важнее, чем движение вверенных им поездов по расписанию. Льется первая кровь, диспетчер оскорбляет в микрофон главаря преступников, в тоннеле засел забытый коллегами негр-полицейский, среди пассажиров оказывается переодетый коп, простуженный мэр города отдает приказы лежа в постели. Преступники устанавливают жесткий лимит времени по доставке требуемого миллиона и вот напряженная гонка с выкупом от банка к станции метро на полицейской машине через оживленные улицы, характерный момент для фильмов тех лет.

Сарджент прорабатывает любой, самый эпизодический характер — от кондуктора-стажера, до матери-пассажирки с двумя сорванцами. Масса вкусных деталей — Гарбер водит с экскурсией по служебным помещениям сотрудников метрополитена из Японии, разодетый пассажир-негр с апломбом просит бандитов высадить его на подходящей станции,  помощник мэра шутит о дополнительных 18 голосах на следующих выборах (именно столько захвачено заложников). И просто великолепно схваченные психотипы демонстрируют бандиты: вожак-англичанин (бывший военный наемник), уволенный пожилой машинист, криминальный отморозок и последний бандит, дружески настроенный к вожаку. Один из тех криминальных фильмов где осмысленны и оправданы каждая фраза и жест, каждый поворот сюжета.

Роскошнейший грувовый сандтрек.

2. По ту сторону 110-й улицы / Напротив 110-й улицы / Across 110th Street (1972) Бэрри Шира

В американском прокате со 2 октября  1974 года. Одноименная музыкальная тема, написанная Бобби Уомаком, звучит на вступительных титрах «Джеки Браун» (1997).

Реалистичная криминальная драма из жизни черного гетто с положительным лейтенантом-негром Уильямом Поупом (Яффет Котто) и коррумпированным капитаном-итальянцем Фрэнком Мателли (Энтони Куин, он же продюсер фильма). Поуп и Мателли не сражаются друг с другом, а противостоят в нравственном плане. Молодой прогрессивный лейтенант с неодобрением наблюдает за методами работы стареющего капитана — вот так нью-йоркская полиция с притоком свежей амбициозной крови  сбрасывала свою продажную шкурку.

110-я улица, граница между Гарлемом и Центральным парком, любимым местом отдыха горожан. Двое негров, переодетых полицейскими, с автоматами наперевес грабят совместный общак итальянской и негритянской преступных группировок. Один из бандитов пытается обороняться и вот автоматной очередью моментально изрешечено 5 бандитов. При отступлении к автомобилю с шофером убито двое патрульных. Преступники сумели разжиться 300-ми тысячами долларов.

Расследование мафии и полиции движется параллельно, причем мафия играет на опережение, схватив шикующего в борделе шофера (в его роли знаковый актер блэксплотейшн Антонио Фаргас, комичный худющий гей с оттопыренной нижней губой, сыгравший осведомителя Хагги Медведя в культовом сериале «Старски и Хач» (1975-79 гг.)

Нищие кварталы с заброшенными домами, мечты налетчиков вырваться из этих трущоб. Мафия с невероятной жестокостью выбивает информацию из схваченных налетчиков (одного кастрируют, второго подвешивают вниз головой на строящейся высотке). Капитан Мателли жестоко  избивает задержанного, способного дать сведения о машине на которой совершалось ограбление. Лейтенант Поуп не приемлет его расистских методов, но защищает своего коллегу в ссоре с мафиозным боссом, кидающим капитану обвинения в продажности.

Последний оставшийся в живых налетчик сражается и с полицией, и с мафией. Засев в безвыходном положении на крыше, он в отчаянии скидывает свою долю награбленного играющей во дворе ребятне.  Подвижная камера Arriflex 35BL, записанный вживую звук, съемки в Гарлеме. В отличие от большинства фильмов эксплуатирующих «черную» тематику, здесь вместо разговоров о братстве афроамериканцев речь идет о социальной справедливости.

3. Чарли Варрик / Charley Varrick (1973) Дона Сигела

В прокате с 9 октября 1973 года. Реплика про плоскогубцы и паяльную лампу в несколько искаженном виде цитируется в «Криминальном чтиве».

Небольшой городок в штате Нью-Мексико (съемки велись в Неваде). Чарли Варрик (Маттау), пилот кукурузника, опыляющего поля от вредителей, вместе с партнером по бизнесу Хэрманом Салливаном (Робинсон), женой Надин и еще одним подручным грабит банк. Полицейские замечают машину и пробив по номерам, определяют, что она в угоне. В последующей перестрелке смертельно ранена Надин, гибнут двое полицейских и эпизодический грабитель.

Варрик и Салливан скрываются с награбленным, а погибшую жену взрывают вместе с автомобилем. И вот двое невинных сельхоз-дезинсекторов на неприметном фургончике движутся в сторону своего трейлера. Однако банк не спешит сообщить, что были украдены 75 000 долларов, в прессу и полицию уходит информация о 2000 «зеленых». Варрик и Сэлливан взяли банк мафии и на хвост им садится безжалостный громила Молли в белой ковбойской шляпе (Джо Дон Бейкер).

У ветерана криминального жанра Сигела еще в «Грязном Гарри» не осталось сомнений в порочности современников. Грустный Варрик и взбалмошный Салливан стремятся урвать кусок пожирнее любым путем. Их нельзя назвать образцами для подражания, но вот хватка, с которой Варрик цепляется за жизнь, без сомнения вызывает уважение у зрителя. Варрик убивает из «необходимости», в отличие от Молли, наслаждающегося своей жестокостью. Это хорошо знакомый зрителю тех лет моральный компромисс ради выживания и Сигел строит свой фильм именно на нем, но без грубых эксплутационных клише «Грязного Гарри». «Чарли Варрик» — криминальная поэма о мужестве в бою и унылое лицо Маттау лучшая форма для такого содержания. Пока все продают друг друга за пригоршню долларов или под еще не обозначенной угрозой насилия, Маттау роет вместе со своим героем личный социальный окоп.

Стоит отметить блистательную актерскую игру Эндрю Робинсона (маньяк из «Грязного Гарри»). Его всклокоченный,  с клоунским лицом, стремящийся побыстрее потратить деньги представитель «белого отребья» – один из самых харизматичных преступников 70-х. Робинсон играет своего персонажа какими-то едва уловимыми мазками, кажется его выдернули на съемочную площадку прямо из деревенской толпы. А киллер Молли это, конечно же, прототип киллера Чигура из «Старикам здесь не место» (2007). Хороша второплановая фотограферша, клепающая поддельные документы. Получив от брезгающего проститутками Молли по лицу, она моментально и ласково обхватывает его за талию, и направляется с ним в спальню с видом влюбленного голубка.

4. Команда / The Outfit (1973) Джона Флинна

В прокате с октября 1973 года.

Вышедший из тюрьмы уголовник Маклин (лысеющий Роберт «Я люблю запах напалма по утрам» Дюваль) узнает о смерти своего брата. До его отсидки они вместе грабанули банк так называемой Команды, которая в отместку подсылает киллеров, переодетых священниками и пригламуренными шоферами. «О, боже! У меня все лицо в осколках!», — рыдает, заливаясь кровью, подосланный в мотель убийца, которого Маклин огрел бутылкой. Встречавшая его из тюрьмы подружка Бэтт (Блэк, «Нэшвилл» (1975) Олтмена), специально поселила их в этот номер, подручные Команды пытали её, прижигая руку сигаретой.

Тарантино фанатеет от другого фильма Флинна – «Раскаты грома» (1977), где по сцене расстрела бандитов в борделе, становится понятно какие низкосортные сценарии клепал Пол Шредер и какую конфетку сделал Скорсезе из его «Таксиста». Меня совершенно не вдохновила история вернувшегося из плена ветерана Вьетнама, который мстит мафии за смерть жены, сына и искалеченную руку. Размахивая крюком и оторвав от семейного очага Томми Ли Джонса, он заливает экран кровищей и влюбляет в себя смазливую официантку.

Сага о мести исполненная Флинном в «Команде» не содержит в себе слащавого романтизма для подростков и пьющих мужчин за 30-ть. «Команда» — это фильм в лучших традициях «В упор» (1967) Бурмена, где пружинистый шик 60-х уступает место  дешевым мотелям, прокуренным номерам в отелях, провинциальному пейзажу и закусочным, уставшим помятым гангстерам и ощущению, что жизнь невозможно повернуть назад, но вот остановить чью-то можно навсегда.

Маклин объединяется с еще одной потенциальной жертвой Команды, старым приятелем Коди (Дон Бейкер), и они втроем с прощенной Бэтт начинают чистить финансовые карманы Команды один за другим, словно мешки с рождественскими подарками. Ассистент Уайза на классическом нуаре «Ставки на завтра» (1959), Флинн собрал в фильме уникальный актерский состав. Суперзвезда Роберт Райан в роли босса Команды (это его последняя роль в кино, он умер от рака за три месяца до выхода фильма в прокат). Два знаковых второплановых актера нуаров – Тимоти Кэрри и Элайша Кук-мл. (оба сыграли в «Убийстве» (1956) Кубрика). А также — Джейн Грир, роковая красотка в «Из прошлого» (1947) Турнера и  Мэри Уиндзор, агентша полиции в «Узкой грани» (1952) Флейшера.

5. Друзья Эдди Койла / The Friends of Eddie Coyle (1973) Питера Йейтса

В прокате с 23 июля 1973 года.

Стареющая звезда нуаров Роберт Митчум в фильме классика криминального жанра Йейтса («Буллит» (1968). Можно сравнить эту мрачную криминальную драму с еще одним криминальным фильмом Йетса того же периода, «Горячим камушком» (1972): комические преступники, солнечная улыбка Рэдфорда, хэппи-энд, композитор Куинси Джонс. Но кому это сейчас надо?

Мелкий уголовник Эдди Койл целует взасос жену, напоминающую немолодую располневшую прачку, но  основные мысли в его седой голове о том, как бы не сесть за вождение грузовика с контрабандой и не оставить без средств к существованию  жену и троих детей. Полицейский агент Фоли требует от него информации в обмен на снисхождение прокурора. Тем временем в окрестностях Бостона орудует банда в одинаковых пластиковых масках, которая берет в заложники семьи банковских служащих, меняя их безопасность на изъятие денег из банка без шума и пыли.

Эдди Койл не рискует делится информацией о грабителях и сдает Фоли для начала торговца оружием Джеки Брауна (нервозный пижон Стивен Китс). Все приметы 70-х на лицо  в сцене, когда Браун договаривается о продаже автоматов двум революционно настроенным хиппи. Слоган на постере фильма гласит «It’s a grubby, violent, dangerous world. But it’s the only world they know.  And they’re the only friends Eddie has». Да, всего лишь друзья, особенно бармен Диллон (нелепый лысый верзила Бойл, в одежде которая кажется на полразмера меньше) —  настоящий информатор и киллер. Именно он, словно жертвенного ягненка, приготовляет Койла к смерти, накачивая спиртным на стадионе и затем предлагая подвести на машине. Друзья-грабители заказали Диллону Эдди, подозревая в стукачестве именно его.

Эдди разменная монета, даже не в криминальных играх, а в какой-то череде недоразумений, упущенных шансов, встреч в полутемных барах и на стоянках перед супермаркетами, блужданий по улицам осеннего Бостона. Эдди спешит, пытается нагнать, но выигрывают в это жесткое время вовсе не те, кто задумчиво взвешивает на аптекарских весах за и против. И даже не те кто орудует с криминальным размахом. Длинная пищевая цепочка, которая переваривает всех оступившихся, не успевших обменять на обычные деньги чье-то падение в пропасть.

6. Смеющийся полицейский / The Laughing Policeman (1973) Стюарта Розенберга

В прокате с 20 декабря 1973 года.

В вечерний автобус, следующий по нагретым за день улицам Сан-Франциско, один за одним подсаживаются пассажиры. Все они будут расстреляны из автомата по неизвестной причине. Полиция долго роется в груде трупов, исследуя вещи, характер пулевых ранений, положение тел. Дотошный показ полицейской рутины и есть основной сюжет в еще одном фильме с Уолтером Маттау в роли детектива Дэйва Эванса. Когда Эванс ранним утром возвращается домой, к жене с двумя детьми – а мы уже прочувствовали этот длительный ночной осмотр, свет ночных фонарей – как тут не вспомнить финал «Жить и умереть в Лос-Анджелесе» (1985) Фридкина, где  солнечные лучи и раннее летнее утро значат для настроения фильма не меньше, чем погони и перестрелки.

В автобусе был убит друг и напарник Эванса, который должен был находиться в отпуске. Но со слов его красавицы-жены Эванс понимает, что он в одиночку вел какое-то нераскрытое дело. В помощь Эвансу в расследовании бойни назначен детектив-холостяк Ларсен (как обычно наамфетаминенный Брюс Дерн). Ларсен и Эванс шляются по криминальным районам, прессуют много чего обещающих информаторов, гоняются за черным бандитом в гетто, ругаются с начальником, общаются с байкерами и лесбиянками и питаются прямо на кухнях дешевых забегаловок.

Сан-Франциско 70-х, красивый летний город, вывернут Розенбергом наизнанку до состояния душного грязного мегаполиса. А расследование, методично отработав одну тупиковую  линию за другой, приводит двух столь разных напарников к убийце-гею, во всем оказывается «виноваты» издержки гомофобии прошлых лет и инстинкт социального выживания любым путем. Напряженная погоня за убийцей по битком забитым улицам и финальный выстрел через стекло пассажирского автобуса.

По одноименному роману шведских детективщиков Вале и Шеваля.

7. Водитель / The Driver (1978) Уолтера Хилла

В прокате с 28 июля 1978 года. Цитируется Тарантино в «Криминальном чтиве» и «Убить Билла-2».

Звезда фильмов Богдановича и Кубрика, интеллигентный красавец Райан О’Нил в роли безымянного наемного водителя, за долю увозящего грабителей с места преступления.  Безымянный, неуравновешенный и крайне амбициозный детектив (Дерн) решает поймать с поличным обнаглевшего работника баранки и тормозов. Но безымянная подкупленная Свидетельница (Аджани) дает показание в его пользу и освобождает от ответственности. То есть дело происходит так – абсолютно незамаскированный Водитель, подъезжает к месту ограбления и становится так, чтобы его лучше видели. Героиня Аджани подходит к автомобилю ближе всех и становится главной свидетельнецей, которая на процедуре опознания своей уверенностью нагоняет сомнение на всех остальным свидетелей.

Тогда Детектив, ловит двух безымянных грабителей-неудачников, чей фотомодельного вида безымянный шофер спасается от погони все-таки хуже, чем наш Водитель. Те под  руководством Детектива нанимают Водителя для очередного, уже фальшивого ограбления. Впечатляет сцена, когда Водитель, демонстрируя Грабителям свои возможности, гоняет по подземной автостоянке на оранжевом «Мерседесе», постепенно сдирая с него всю амуницию – от зеркал до бамперов.

Американская кинокритика сравнивает фильм с «Самураем» (1967) Мельвилля и «Карманником» (1959) Брессона. И действительно фильм завораживает демонстрацией профессионального мастерства, невозмутимости и загадочного одиночества Водителя. Поединок между ним и Детективом становится самурайской дуэлью, хотя сценарий писал не Милиус. «Водитель» это доведенное до абстрактного совершенства мастерство постановки уличных гонок (у Хилла по невероятной красоты ночным пустынным флуоресцирующим разными цветами улицам и тоннелям Лос-Анджелеса), а характер Водителя воплощение незавимости и несгибаемости, столь импонирующее американцем в трудные 70-е годы.

Блестяще сыграл Джозеф Уолш, исполнив роль бандита с лысиной и в круглых очках. Этот типаж 40-летнего некрупного интеллигентного неврастеника с пистолетом, пугает прежде всего несоответствием внешности и проявляемой жестокости, он появляется в таких фильмах как «Мэдиган» (1968), «Грязная Мэри, сумасшедший Ларри» (1974), «Робот-полицейский» (1987).

Водитель не бросает слова на ветер, за весь фильм он произносит всего 350 слов. Сцена погони за чемоданчиком с деньгами через пассажирский поезд цитирует подобный эпизод из «Побега» (1972) Пекинпа.

8. Бассейн утопленников / The Drowning Pool (1975) Стюарта Розенберга

В прокате с июля 1975 года.

Продолжение приключений лос-анджелесского детектива Лью Харпера. В «Харпере» (1966) Ньюман изображал типичного частного детектива, способного разобраться с целой сектой, обворожить бывшую возлюбленную и заварить старый кофейный фильтр из мусорного ведра, так как кофе закончился и не идти же за ним с похмелья в магазин.

В «Бассейне утопленников», отдаленно напоминающим «Большой сон» (1946) Хоукса, Харпер приезжает в Новый Орлеан, разобраться с делами бывшей возлюбленной, вышедшей замуж за богатую аристократическую семью писателя-неудачника. Харпер постарел, но изменились и времена.  Жаркий воздух Луизианы пропитан коррупцией и беззаконием 70-х не меньше чем влагой. Харпера прессует полиция, местный магнат, больше похожий на главаря мафиозного клана, и даже юная дочурка подруги (Мелани Гриффит), расставляющая свои сексуальные сети. Единственным оружием Харпера, у которого при въезде в город отобрали пистолет, становится скрытая ирония, которой Ньюмен с невинным видом доводит злобных и вооруженных противников до белого каления. Думается эта черта характера Харпера в последствие была передана Чуваку Лебовски.

В небольшой, но эффектной роли беглого шофера семьи Эндрю Робинсон, сыгравший жадного и подставленного заказчиками простака. Шикарна также сцена побега из заброшенной психиатрической клиники и перестрелка у болота.

9. Грязная Мэри, сумасшедший Ларри / Dirty Mary Crazy Larry (1974) Джона Хью

В прокате с 17 мая 1974 года.  Фильм открывал 1-й Quentin Tarantino Film Festival в 1997 году. На главную роль планировались Маккуин, Эллиот и Кристоферсон.

Профессиональный гонщик Ларри (Фонда) и его похожий на Олега Анофриева автомеханик Дик  (Рорк) гоняют от полиции по дорогам Калифорнии. Вместе с ними магазинная воровка Мэри (англичанка Джордж), навязавшаяся к ним из-за любви к Ларри. Погоней руководит похожий на торговца скотом шериф, капитан Франклин (Морроу). Ларри и Дик украли 150 тысяч долларов из кассы местного супермаркета: Дик взял в заложники семью менеджера, а  затем Ларри пришел за выкупом, который сложили в бумажный пакет для продуктов.

Сначала грабители скрываются от полиции на потертом Chevrolet Impala, а затем пересаживаются на  Dodge Charger, способный разгоняться до 266 км/ч. Но в отличии от героев всех остальных фильмов про автомобильные погони, Ларри, Дик и Мэри – прирожденные неудачники. Ларри – наглый гогочущий хам, которому нужны деньги для участия в автогонках. Дик – уволенный за пьянство автомеханик, завязавший и красиво поседевший. У Мэри, не смотря на её широко открытые глаза и копну соломенных волос, постоянные проблемы с мужчинами. (Все трое главных героев придуманы скорее всего под влиянием экзистенциального роад-муви «Двухполоска» (1971) Хеллмана). Соревнование двигателей и конфликты мужского и женского, молодости и опыта, нонконформистов  и представителей системы. В фильме нет хэппи-энда. Есть красивое, теплое лето. Есть очарование от несущихся на бешеной скорости винтажных тачек. И воспоминания даже не об ограблении, а о разгульно проведенном последнем уик-энде, уложившимся в несколько часов.

10. Грузовик Тернер / Truck Turner (1974) Джонатана Каплана

В прокате с 19 апреля 1974 года. Фильм цитируется в «Криминальном чтиве», «Джеки Браун», «Убить Билла, часть 1».

Знакомый нашему зрителю по роли Герцога в «Побеге из Нью-Йорка» (1981) Карпентера и озвучиванию Шефа в сериале «Южный парк», Айзек Хейс — автор главного блэксплотейшн-саундтрека 70-х годов, к фильму «Шафт». Роль Грузовика Тернера его вторая роль в кино и, на мой взгляд, в отличие от Ричарда Раундтри («Шафт»), Рона О’Нила («Superfly» (1972) и Пэм Гриер («Крепкий кофеек» (1973) ему удалось создать наиболее правдоподопобный образ афроамериканца в криминальных фильмах этого направления.

«Грузовика Тернера» даже сложно отнести к блэксплотейшн, он почти ничем не отличается от остальных фильмов нашего перечня. Занимающийся охотой за выпущенными под залог и  сбежавшими преступниками, Тернер и его напарник Джеки из самообороны убивают жестокого  сутенера Крокодила. Любовница Крокодила объявляет большую награду за голову Тернера. За такие деньги соглашается сотрудничать даже ненавидевший Крокодила и демонстративно пришедший в белом пальто плюнуть на его гроб криминальный авторитет Гарвард Блю (Котто).

Роскошная автомобильная погоня за сутенером по задворкам Лос-Анджелеса, неоднократно прерывается комическими ситуациями. Хейс показывает своего Грузовика крупным, неряшливо одетым, простоватым парнем из народа – любящим сидящую за мелкую кражу жену и писающего на рубашки рыжего кота. Его разговоры с напарником за стаканом пива после трудового дня напоминают беседы обычного рабочего. Кадры, где полуобнаженный бородатый Грузовик с огромной пушкой в вытянутых руках позирует на фоне небоскребов одни из самых стильных в кино 70-х. Работавший с ограниченным бюджетом Каплан в интервью вспоминал о большей режиссерской свободе: в фильме есть блестящая перестрелка в больнице и сцена смерти Гарварда Блю, снятая нижним ракурсом, прикрепленной к актеру камерой.