Лучшие фильмы 2014 года | Олег Горяинов

Олег ГОРЯИНОВ:

0. «Выживут только любовники» (Only Lovers Left Alive), Джим Джармуш

1. «Прощание с языком» (Adieu au langage), Жан-Люк Годар

2. «Сен-Лоран» (Saint Laurent), Бертран Бонелло

3. «Встречи после полуночи» (Les rencontres d’apr?s minuit),  Ян Гонзалес

4. «Ревность» (La jalousie), Филипп Гаррель

5. «Хауха» (Jauja), Лисандро Алонсо

6. «Что теперь? Напомни мне» (E Agora? Lembra-me), Жуаким Пинту

7. «Добро пожаловать в Нью-Йорк» (Welcome to New York), Абель Феррара

8. «До свидания, синефилы» (Goodbye, cinephiles), Станислав Битюцкий

9. «Наша Сунхи» (U ri Sunhi), Хон Сан Су

10. «Любить, пить и петь» (Aimer, boire et chanter), Ален Рене

Составление списка самых ярких событий в кино уходящего года почти не доставило затруднений. Несмотря на то, что в этом году современных фильмов просмотрел больше, чем, например, в прошлом, итоговая «десятка» (точнее 10+1) сложилась легко. В ней нет ничего вызывающего сомнения. Как не осталось за кадром и чего-то, что настойчиво хотелось бы включить в список. Однако, пытаясь разобраться с критериями итогового отбора, поймал себя на удивительном смещении спектра восприятия кино вообще. Синефильское удовольствие от фильма, потребность в наличии которого все еще, тем не менее, сильно, как оказалось, играет меньшую роль, чем раньше. Удовольствие аналитическое, радость от помещения фильма в интеллектуальный контекст, пожалуй, стало еще меньше (про очень немногие фильмы из списка я написал в этом году что-то обстоятельное). Зато вместо них стал все отчетливее работать критерий (условно) «политический».

Мне кажется ошибочной позиция, согласно которой соответствие фильма «духу времени» определяется попаданием, узнаванием или предвосхищением актуальных событий. Но фильм не должен вступать в полемику со складывающимися обстоятельствами не потому, что он «над ними», «вне времени», а по причине отказа принимать саму повестку дня. Пользуясь методом Бергсона – задача заключается не в том, чтобы решать проблемы, но в том, чтобы выказывать их ложность, ошибочность. Поэтому все одиннадцать картин – сплошь «современное» кино, как кино «несвоевременное». Они все не совпадают со своим временем, но тем самым и указывают на возможность другого времени. Все они не столько критические высказывания (в строгом формальном «политическом» смысле слова), сколько жесты, отвергающие безумие настоящего в пользу некоторой ему альтернативы. Проще говоря, эти фильмы прорывают тотальность тупой фашистской однородности 2014 года, настойчиво проявляя свою (а значит и возможную «нашу») гетерогенность происходящим событиям. Поэтому все эти, на первый взгляд, лишь декадентские эскизы (Джармуш, Бонелло, Гонзалес), чувственные фрагменты (Гаррель, Пинту), старомодные всплески (Алонсо, Рене), радикальные негативности (Годар, Феррара) и работы с формой кино (Битюцкий, Сан Су), составляют для меня значительную часть того, чего становится с каждым днем все меньше. Надежды на возможность Иного.

Ниже вне порядков и иерархий перечисляются имена и названия, дополняющие этот список «10+1». Они не в «десятке» по формальным причинам (короткий метр, год выхода и т.п.). Но все они составляют часть того опыта уходящих 12 месяцев, который позволяет считать 2014-й – не просто годом в календаре, когда «случилось много разных событий».

«Пределы Европы» (Limits of Europe), Эль Парвулеско, 2014

«Жем» (Jaime), Антониу Рейш, 1974

«Как гром среди ясного неба» (Out of the Blue), Деннис Хоппер, 1980

«Грузовик» (Le Camion), Маргерит Дюрас, 1977

«6 багателей» (6 Bagatelas), Педру Кошта, 2001

«Урок истории» (Geschichtsunterricht), Жан-Мари Штрауб и Даниэль Юйе, 1972

«Мой зимний путь» (Mon voyage d’hiver), Венсан Дьетр, 2003

«Анабасис Мэй и Фусако Сигэнобу, Масао Адачи и 27 лет без кино» (L’anabase de May et Fusako Shigenobu, Masao Adachiet 27 ann?es sans images), Эрик Бодлер, 2011

«Может быть, красота укрепила нашу решимость — Масао Адачи» (Il se peut que la beaut? ait renforc? notre r?solution — MasaoAdachi), Филипп Гранрийе, 2011

«Виола» (Viola), Матиас Пинейро, 2012

«Тайная жизнь» (Low Life), Николя Клотц и Элизабет Персеваль, 2011

к началу

0. «Выживут только любовники» (OnlyLoversLeftAlive) Джим Джармуш

1. «Прощай, язык» (Adieuaulangage) Жан-Люк Годар

2. «Сен-Лоран» (SaintLaurent) Бертран Бонелло

3. «Встречи после полуночи» (Lesrencontresd’apr?sminuit) Ян Гонзалес

4. «Ревность» (Lajalousie) Филипп Гаррель

5. «Хауха» (Jauja) Лисандро Алонсо

6. «Что теперь? Напомни мне» (E Agora? Lembra-me) Жуаким Пинту

7. «Добро пожаловать в Нью-Йорк» (WelcometoNewYork) Абель Феррара

8. «До свидания, синефилы» (Goodbye, cinephiles) Станислав Битюцкий

9. «НашаСунхи» (U ri Sunhi) Хон Сан-су

10. «Любить, пить и петь» (Aimer, boireetchanter) Ален Рене

 

Составление списка самых ярких событий в кино уходящего года почти не доставило затруднений. Несмотря на то, что в этом году современных фильмов просмотрел больше, чем, например, в прошлом, итоговая «десятка» (точнее 10+1) сложилась легко. В ней нет ничего вызывающего сомнения. Как не осталось за кадром и чего-то, что настойчиво хотелось бы включить в список. Однако, пытаясь разобраться с критериями итогового отбора, поймал себя на удивительном смещении спектра восприятия кино вообще. Синефильское удовольствие от фильма, потребность в наличии которого все еще, тем не менее, сильно, как оказалось, играет меньшую роль, чем раньше. Удовольствие аналитическое, радость от помещения фильма в интеллектуальный контекст, пожалуй, стало еще меньше (про очень немногие фильмы из списка я написал в этом году что-то обстоятельное). Зато вместо них стал все отчетливее работать критерий (условно) «политический».

Мне кажется ошибочной позиция, согласно которой соответствие фильма «духу времени» определяется попаданием, узнаванием или предвосхищением актуальных событий. Но фильм не должен вступать в полемику со складывающимися обстоятельствами не потому, что он «над ними», «вне времени», а по причине отказа принимать саму повестку дня. Пользуясь методом Бергсона – задача заключается не в том, чтобы решать проблемы, но в том, чтобы выказывать их ложность, ошибочность. Поэтому все одиннадцать картин – сплошь «современное» кино, как кино «несвоевременное». Они все не совпадают со своим временем, но тем самым и указывают на возможность другого времени. Все они не столько критические высказывания (в строгом формальном «политическом» смысле слова), сколько жесты, отвергающие безумие настоящего в пользу некоторой ему альтернативы. Проще говоря, эти фильмы прорывают тотальность тупой фашистской однородности 2014 года, настойчиво проявляя свою (а значит и возможную «нашу») гетерогенность происходящим событиям. Поэтому все эти, на первый взгляд, лишь декадентские эскизы (Джармуш, Бонелло, Гонзалес), чувственные фрагменты (Гаррель, Пинту), старомодные всплески (Алонсо, Рене), радикальные негативности (Годар, Феррара) и работы с формой кино (Битюцкий, Сан-су), составляют для меня значительную часть того, чего становится с каждым днем все меньше. Надежды на возможность Иного.

Ниже вне порядков и иерархий перечисляются имена и названия, дополняющие этот список «10+1». Они не в «десятке» по формальным причинам (короткий метр, год выхода и т.п.). Но все они составляют часть того опыта уходящих 12 месяцев, который позволяет считать 2014-й – не просто годом в календаре, когда «случилось много разных событий».

 

«Пределы Европы» (Limits of Europe), Эль Парвулеско

«Жем» (Jaime) Антониу Рейш

«Как гром среди ясного неба» (OutoftheBlue) Деннис Хоппер

«Грузовик» (LeCamion) МаргеритДюрас

«6 багателей» (6 Bagatelas) Педру Кошта

«Урок истории» (Geschichtsunterricht) Жан-Мари Штрауб и Даниэль Юйе

«Мой зимний путь» (Monvoyaged’hiver) ВенсанДьетр

«АнабасисМэй и ФусакоСигэнобу, МасаоАдачи и 27 лет без кино» (L’anabasedeMayetFusakoShigenobu, MasaoAdachiet 27 ann?essansimages) Эрик Бодлер

«Может быть, красота укрепила нашу решимость — МасаоАдачи» (Ilsepeutquelabeaut?aitrenforc?notrer?solution — MasaoAdachi) Филипп Гранрийе

«Виола» (Viola) Матиас Пинейро

«Тайная жизнь» (LowLife) Николя Клотц и Элизабет Персеваль