Максим КАРПОВЕЦ:
Если честно, в этом году больше всего хотелось вообще ничего не смотреть, ведь реальность очень часто напоминала кино, где лица людей, переживания, непонятная связь событий создавали ауру беспощадной цикличности истории. С другой стороны, в этом году невозможно было ничего не смотреть. Много прекрасных дебютов («Пало-Альто» Джии Копполы, «Связь» Джеймса Уорда Биркита, «Возлюбленные» Чарли МакДауэлла) и всевозможных реинкарнаций. К примеру, никто уже не ожидал от Джима Джармуша новых эстетических открытий. Он и так занял свою нишу и может спокойно давать мастер-классы, снимая раз в пару лет свои фирменные фильмы о чудаках. Тем более странно, что картина о вампирах (и конечно же не о них) просто взорвала уставшую публику синефилов, переродив Джима Джармуша и его верных фанатов в абсолютно новой эстетической реальности.
Также и Жан-Люк Годар. Философия языка, культуры и общества – вот главные темы позднего Годара. Местами он превращается в университетского профессора, немного скучного и непонятного, но совсем не теряет своей интеллектуальной обаятельности. Ален Рене тоже подарил нам последний фильм (действительно последний, так как Рене покинул весной этот мир), только уже более буржуазный, неспешный в разговорах и отвлеченный от земных проблем. В этом и шарм последних работ Рене, в которых нет надрыва, скрипучего авангарда и всех радикальных вещей, присущих поколению 60-х.
Кажется, что французское кино в этом году не особенно впечатлило, но все же это не так. «Ревность» Филиппа Гарреля полностью это подтверждает: здесь и много чувственности, и французского шарма, и, конечно же, неразделенной любви. Однако главный фильм года, по моему мнению, это «Хауха» Лисандро Алонсо – попытка возродить/продолжить эстетику «медленного кино» (добавляем еще «Путешествие на Запад» Цай Минляна) и романтических идей эпохи модерна. Мне кажется, это очень мощная метафора, антитезис современного мира: человек убегает от цивилизации, чтобы подумать о мире и себе. Сегодня подобное почти невозможно. Мы оказались в ситуации перевернутого мира, где продожаем жить по инерции, забывая иногда просто удивляться красоте и тайнам. Наверное, для этого и нужно кино, для того и нужна жизнь.
1. «Хауха» (Jauja), Лисандро Алонсо
2. «Ревность» (La jalousie), Филипп Гаррель
3. «Выживут только любовники» (Only Lovers Left Alive), Джим Джармуш
4. «Любить, пить и петь» (Aimer, boire et chanter), Ален Рене
5. «Что теперь? Напомни мне» (E Agora? Lembra-me), Жоаким Пинту
6. «Пало-Альто» (Palo Alto), Джиа Коппола
7. «Прощание с языком» (Adieu au langage), Жан-Люк Годар
8. «Исчезнувшая» (Gone Girl), Дэвид Финчер
9. «Побудь в моей шкуре» (Under the Skin), Джонатан Глейзер
10. «Путешествие на Запад» (Xi you), Цай Минлян
11. «Связь» (Coherence), Джеймс Уорд Биркит
12. «Возлюбленные» (The One I Love), Чарли МакДауэлл
Если честно, в этом году больше всего хотелось вообще ничего не смотреть, ведь реальность очень часто напоминала кино, где лица людей, переживания, непонятная связь событий создавали ауру беспощадной цикличности истории. С другой стороны, в этом году невозможно было ничего не смотреть. Много прекрасных дебютов («Пало-Альто» Джии Копполы, «Связь» Джеймса Уорда Биркита, «Возлюбленные» Чарли МакДауэлла) и всевозможных реинкарнаций. К примеру, никто уже не ожидал от Джима Джармуша новых эстетических открытий. Он и так занял свою нишу и может спокойно давать мастер-классы, снимая раз в пару лет свои фирменные фильмы о чудаках. Тем более странно, что картина о вампирах (и конечно же не о них) просто взорвала уставшую публику синефилов, переродив Джима Джармуша и его верных фанатов в абсолютно новой эстетической реальности.
Также и Жан-Люк Годар. Философия языка, культуры и общества – вот главные теми позднего Годара. Местами он превращается в университетского профессора, немного скучного и непонятного, но совсем не теряет своей интеллектуальной обаятельности. Ален Рене тоже подарил нам последний фильм (действительно последний, так как Рене покинул весной этот мир), только уже более буржуазный, неспешный в разговорах и отвлеченный от земных проблем. В этом и шарм последних работ Рене, в которых нет надрыва, скрипучего авангарда и всех радикальных вещей, присущих поколению 60-х.
Кажется, что французское кино в этом году не особенно впечатлило, но все же это не так. «Ревность» Филиппа Гарреля полностью это подтверждает: здесь и много чувственности, и французского шарма, и, конечно же, неразделенной любви. Однако главный фильм года, по моему мнению, это «Хауха» Лисандро Алонсо – попытка возродить/продолжить эстетику «медленного кино» (добавляем еще «Путешествие на Запад» Цай Минляня) и романтических идей эпохи модерна. Мне кажется, это очень мощная метафора, антитезис современного мира: человек убегает от цивилизации, чтобы подумать о мире и себе. Сегодня подобное почти невозможно. Мы оказались в ситуации перевернутого мира, где продожаем жить по инерции, забывая иногда просто удивляться красоте и тайнам. Наверное, для этого и нужно кино, для того и нужна жизнь.
«Хауха» (Jauja), Лисандро Алонсо, Аргентина-Дания-США, 2014
«Ревность» (La jalousie), Филипп Гаррель, Франция, 2013
«Выживут только любовники» (Only Lovers Left Alive), Джим Джармуш, CША, 2013
«Любить, пить и петь» (Aimer, boire et chanter), Ален Рене, Франция, 2014
«А теперь? Напомни мне» (E Agora? Lembra-me), Жоаким Пинту, 2013
«Пало-Альто» (Palo Alto), Джиа Коппола, США, 2013
«Прощай, речь» (Adieu au langage), Жан-Люк Годар, Франция, 2014
«Исчезнувшая» (Gone Girl), Дэвид Финчер, США, 2014
«Побудь в моей шкуре» (Under the Skin), Джонатан Глейзер, Великобритания, 2013
«Путешествие на Запад» (Xi you), Цай Минлянь, Франция-Тайвань, 2014
«Связь» (Coherence), Джеймс Уорд Биркит, CША-Великобритания, 2013
«Возлюбленные» (The One I Love), Чарли МакДауэлл, США, 2014