«Новая волна»? Опросник Cineticle

 

Уже придумав концепцию номера, который мы рады представить вашему вниманию, его авторы столкнулись с силой мифологии молодости, пропитавшей размышления и суждения о «Новой волне» французского кинематографа. Чтобы понять сложившуюся ситуацию, Cineticle провёл в социальных сетях небольшой опрос. Перечень вопросов был очень краток:

 

1. Что вы знаете о «Новой волне» французского кинематографа (история, концепция, особенности)? Опишите тремя-пятью предложениями.

2. Фамилии каких режиссёров у вас ассоциируются с «Новой волной»? Какие фильмы?

3. Ваш любимый режиссёр / фильм / оператор / актёр / актриса «Новой волны»?

 

Мы благодарны всем, кто написал свои ответы. Публикуем их с незначительными изменениями.

 

Михаил Нефёдов

Автор и создатель cinéma insolite (авторский кинодневник с субъективными заметками о кино)

1. Группа молодых французских людей, увлечённых разного рода кинематографом, в короткие сроки снимает достаточно большое количество фильмов, коренным образом непохожих на французское кино прошлых поколений. Ну, это из серии «ответ первоклассника».

2. Годар, Трюффо, Шаброль, Ромер, Варда, опосредованно Маль и Рене, ну и другие. Дальше уже последователи, в т. ч. из соседних стран.

3. Среди режиссёров – Годар и Ромер, оператор – Кутар, актриса – Моро.

 

Алексей Мирошников

Синефил

1. Группа молодых кинокритиков, давших отпор комментариям из серии «Сперва добейся» (задолго до появления подобных комментариев)кри посредством создания новаторских для французского кино картин. Потрясающе разнородная в плане средств художественного выражения группа, обладавшая этой разнородностью с самого начала творческого пути. Фанаты Хичкока (и не только).

2. Риветт, Годар, Трюффо, Ромер, Варда, Рене, etc. Фильмы вышеуказанных режиссёров.

3. Риветт / сложно / Декаэ / Лео / Карина.

 

Alex Дыдочкин

Киноклубный активист

1. Влиятельное течение в кинематографе, возникшее в конце 50-х во Франции из среды синефилов и критиков, не бывших (изначально) участниками киноиндустрии. Считается, что возникли под влиянием неореализма и американского жанрового кино, хотя сейчас уже фиг разглядишь.

2. Трюффо, Шаброль, Ромер, Рене, Риветт, Годар. «400 ударов», «Уик-энд», «Маркиза фон О», «Мужское-женское», «Жюль и Джим», «Маленький солдат», «Зелёный луч», «На последнем дыхании», «Имя: Кармен», «Американская ночь».

3. Годар / «400 ударов», «Уик-энд».

 

Влад Лазарев

Переводчик фильмов

1. Пожалуй, самое яркое, важное и влиятельное явление в кинематографе после появления звукового кино. Группа молодых людей, решившая, что писать кинокритику уже недостаточно, и стоит начать снимать самим, причем фильмы у них выходили оригинальными, нелинейными и вдохновили практически каждого режиссёра последующих поколений. Режиссёры «Новой волны» также стали авторами Теории авторского кино, способствовавшей развитию режиссёра как творца, отошедшего от безликой банальности конвейерного фильмопечатания Голливуда, на что, вероятно, их вдохновил опыт Уэллса и Хичкока (и не только).

2. Режиссёры: Шаброль, Риветт, Годар, Трюффо, Ромер. Фильмы: «Четыреста ударов», «Банда аутсайдеров», «Безумный Пьеро», «Мужское – женское», «Париж глазами шести».

3. Режиссёр: Трюффо. Фильм: «Банда аутсайдеров». Актер: Лео. Актриса: Карина. Операторов не знаю, к сожалению.

 

Марина Шевченко

Зритель

1. Направление во французском кинематографе 50-60-х годов, стремящееся уйти от устоявшихся канонов, не соответствующих духу времени. В моём представлении, это выразилось в гораздо более свободном отношении с нарративной структурой, нестандартной операторской работе, частыми импровизациями и т.д.

2. Фильмы Годара, в первую очередь «На последнем дыхании» и «Безумный Пьеро», Трюффо «400 ударов», Рене «Хиросима – любовь моя», фильмы Ромера.

3. Любимый режиссёр Трюффо, актеры – Бельмондо и Жан-Пьер Лео, актриса – Анна Карина.

 

Михаил Анисимов

Киноман

1. Знаю, что вдохновлялись эти режиссёры, с одной стороны, англоязычным кинематографом (Великобритания и США), в частности, картинами Говарда Хоукса и Альфреда Хичкока, а с другой стороны, классикой французского кинематографа, вроде фильмов Жана Виго.

2. В первую очередь Годар и Трюффо.

3. Любимый фильм – «На последнем дыхании». Любимый режиссёр – Годар.

 

Филипп Котов

Зритель

1. Синема-молодняк, радикально изменивший видение киноискусства и фактически с нуля создавший свой киноязык. своеобразная контркультура синефилов, вышедших не из-под продюсерского теплого крыла индустрии, но из околоандеграундной киноведческой среды.

2. В первую очередь, конечно же, такие, как коммуняка Годар с его «На последнем дыхании» и «Безумным Пьеро», «папа» волны Трюффо – я вообще считаю, что с «Четырехсот ударов» всё и завертелось, ну и любимица среди них всех «Хиросима, любовь моя» Ален Рене.

3. Из режиссёров, помимо вышеназванных, люблю любовью самого «немейнстримного» из этой компашки – Жака Риветта. А как символы эпохи – это, само собой разумеется, большеротая годаровская муза Анна Карина и гений, открытый Трюффо, Жан-Пьер Лео.

 

Макс Степченков

Зритель

1. Ничего особо не знаю. Вроде молодые синефилы, в т.ч. критики из «Кайе», сами стали снимать кино. Там какие-то новые камеры появились (количество миллиметров не помню) и снимать стало проще. Снимали независимо от студий, зачастую прямо на улицах французских городов. Некоторые без детально проработанных сценариев и т.д. Короче, вот такая каша в голове.

2. И тут банально всё: Годар, Трюффо, Шаброль, Варда, Рене, Ромер, Риветт. Хотя последние двое, может, и не «Новая волна», но ассоциируются с ней.

3. Годар / «Жить своей жизнью» / Саша Верни / Бриали, Лео, Бельмондо / Карина.

 

Сергей Иванов

Кинокритик

Режиссёр Ренуар, фильм Marie-Octobre, актёр Бернар Блие.

Я смотрю на это явление с точки зрения практикующего режиссёра. Это ровно то, что нужно на начальной стадии карьеры, – такой Голливуд без денег. Отказ от сценария и павильонов позволял сократить расходы и быть максимально гибким в процессе съёмки, а с другой стороны – не затрудняться оправданиями по поводу сюжетных ходов и нестыковок, предоставляя зрителю додумывать самому. К сожалению, операторов и актёров они так и не смогли устранить, хотя они вообще-то слишком много о себе воображают. Ренуара я назвал, потому что это ведущий и самый, наверно, известный режиссёр Новой волны, «Марию-Октябрь» просто так – чтобы озадачить читателя (это как румынский философ в À bout de souffle), а Бернар Блие – актёрское олицетворение Новой волны.

 

Константин Чалый

Зритель

1. Годар снял из едущей машины и заново изобрёл кино. Выйти на улицу. Любить американское кино, а не европейское.

2. Годар, Шаброль, Трюффо, Рене, Астрюк. Да и Маль. «На последнем дыхании», «Красавчик Серж», «Кузены», «Мюриэль, или Время возвращения», «400 ударов».

3. Годар / «Маленький солдат» / Кутар / Бриали / Карина.

 

Кирилл Созинов

Зритель

1. Собственно, знаю по верхам – условно, то, что написано в Википедии: про «Кайе», про «политику авторства», про улицы и т.п. Слышал версию, что называть это направлением ошибочно, т.к. практически все они имеют мало общего между собой, и даже переругались в последующим друг с другом. Никак не могу добраться до более детального изучения.

2. Годар, Трюффо, Риветт. Стыдно признаться, но не видел ни одного фильма Годара. Многое видел у Трюффо, которого так и не удалось полюбить. Буквально пару недель назад открыл для себя Жака Розье. Его «Прощай, Филиппина» и есть «новая волна» для меня.

3. Собственно, Розье. Бернадетт Лафон. Можете закидать меня камнями, но её проезд на велосипеде в сцене, открывающей «Сорванцов» Трюффо, – лучшее, что он снял (из того, что я у него видел).

 

Антон Дербышев

Зритель

1. Движение возникло на почве объединения критиков «Кайе дю синема» и посетителей Синематеки в 1950-х как ответ на прямой нарратив во французском кино того времени. Декларировался отказ от главенствования сюжета в пользу уникального киноязыка через нестандартный монтаж и планы, уход от расхожих клише. Режиссёры НВ повлияли на большинство режиссёров последующих лет. Изменили отношение к американскому кино первой половины ХХ века, прежде всего, к Форду и Хичкоку.

2. Годар, Трюффо, Риветт, Маль. С «волной» как концептом ассоциируются прежде всего фильмы Годара – не большой его фанат, но влияние его техники сложно переоценить.

3. Режиссёр – Трюффо. Фильм – «Затухающий огонёк» Маля. Оператор – Анри Декаэ. Актёр – Жан-Пьер Лео. Актриса – нет (не фанат Кариной, можно назвать Бардо / Денёв, но их сложно приписать только к «Новой волне»).

 

 

– К оглавлению номера –