Киска с двумя головами (La chatte a deux tetes)

 

Реж. Жак Ноло

Франция, 90 мин., 2002 год

 

«Киска с двумя головами» (2002) второй фильм французского актера и сценариста Жака Ноло. Ноло плотно сотрудничал с Андре Тешине и снялся в фильме «Под песком» Франсуа Озона. В «Киске с двумя головами» он также играет одну из главных ролей. Сам Ноло — немолодой уже, сухощавый  мужчина средиземноморского типа, со щетиной, пижонистыми усиками и ироничной улыбкой. Он прекрасно смотрелся бы в фильмах Иоселиани в амплуа праздношатающегося интеллигента. Взгляд Ноло полон лукавства и витальности. Поэтому, несмотря на шокирующую тему фильма – несколько часов в парижском порнокинотеатре —  картина носит откровенный комедийный характер, являясь по сути чередой пикантных анекдотов.

Я как-то побывал 15 лет назад в подобном кинотеатре у нас в Санкт-Петербурге на Невском проспекте. В его обшарпанных залах с продавленными и порезанными креслами крутили фильмы эротического содержания. Одним из них была скандальная «Империя чувств» (1976) японского классика Нагисы Осимы. К началу сеанса холл стал заполнятся исключительно мрачными мужчинами 30-40 лет, одетыми преимущественно в турецкие черные кожаные куртки и пальто советского производства. Они старались не смотреть друг на друга и входили в зал в полном молчании. Такое же молчание, изредка сопровождаемое деликатным покашливанием, сопровождало просмотр. Расходились мы также молча и степенно как и пришли.

Парижский порнокинотеатр предлагает своим зрителям несколько иные удовольствия. Весь день в режиме нон-стоп там идет один порнофильм, вынесенный в заглавие киноленты. Зрители вольны платить за вход один раз и смотреть порно сколько угодно. Но парижские мужчины приходят сюда не только, чтобы посмотреть клубничку. И даже повальная мастурбация во время просмотра это еще не все. Несмотря на гетеросексуальный характер порно, зал заполняется также геями и трансвеститами. В темноте ищут случайного секса, предлагают платные услуги, устраивают оргии или с огромным интересом наблюдают за ними. В туалетной комнате мужчина с внешностью водителя автобуса способен за несколько минут преобразить себя в скучающую томную красавицу и пойти в темноту зала покорять и соблазнять. Кто-то приходит в кинотеатр уже при полном параде. Некоторые уверенно переодеваются прямо в зрительном зале. Надо сказать гетеросексуальных посетителей не смущает подобное соседство, лишь бы к ним самим не приставали,  а то можно и получить кулаком по роже.

Основных героев в фильме трое: кассирша-итальянка около сорока, 50-летний завсегдатай-гей (Ноло) и молодой полноватый киномеханик из провинции. Пока герой Ноло предается оральному сексу с молодым солдатом в зале, кассирша болтает с киномехаником. Сразу понятно, что они интересуют друг друга, непринужденная беседа за жизнь протекает в сопровождении небольшого количества алкоголя. Кассирша, женщина смелая и опытная, признается, что неравнодушна к обаятельному завсегдатаю, из-за обручального кольца на пальце принимая его за «стрейта».

В обшарпанном же грязном кинозале, чей пол усыпан скомканными использованными салфетками, далеко до подобной задушевности. Вуайеристская природа кинематографа возводится Ноло в квадрат. Сидящий в темноте кинозала зритель смотрит на экран и как бы подсматривает за находящимися в другом кинозале. Плавные тревеллинги вдоль рядов дают широкий обзор публики. Но спинки кресел и головы зрителей, в основном мешают разглядеть происходящее. Групповая же оргия происходит за стоящей у стены деревянной перегородкой. Ноло не то чтобы ограничивает нас в откровенности сцен —   этого в фильме предостаточно. Тут  главное и дать почувствовать себя тайным наблюдателем и сместить внимание зрителя на психологическую подоплеку происходящего.

Зрелище надо сказать вызывает усмешку и понимание неполноценности героев фривольных мизансцен. Скудное освещение зрительного зала, доминирующий звуковой ряд порно на экране сводит все к банальнейшему физиологическому отправлению. Но Ноло хватает юмора, чтобы показать ущербность своих героев не принижая их. Ведь в конечном счете нездоровый образ жизни ведут именно они. Каждый, даже минутный персонаж фильма индивидуален, харизматичен, каждый настоящая звезда мини-эпизода.

И как противопоставление всему этому разворачивающаяся у хорошо освещенной билетной кассы сцена соблазнения. Вышедший из темноты пожилой гей, оказавшийся бисексуалом, присоединяется к разговору кассирши и киномеханика. Да, эти люди безусловно не секс-звезды. Но откровенность, хорошее чувство юмора, обаяние сближает их. Приятная беседа перерастает в предложение еще более приятно закончить вечер на квартире с бутылочкой хорошего алкоголя. Под темнеющим вечерним небом троица закрывает кинотеатр и уходит по шумной улице вдаль. Вот он, счастливый конец.

Конечно, не каждый зритель может смотреть как двое мулатов ласкают пожилого транссексуала. Это фильм для тех, кто способен оценить зашкаливающий до неприличия юмор фильмов Этторе Сколы («Отвратительные, грязные, злые» (1976) и Бертрана Блие («Вальсирующие» (1974). Здесь нет такого прямого ностальгического взгляда на киноиндустрию как в «Прощай, «Харчевня Дракона» (2003) Цай Минляна. Но по тонкому и здоровому чувству, житейской мудрости, это наиболее близкий к нему фильм.

Представленный в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля «Киска с двумя головами» заслужила высокие оценки критики. Неудивительно – в своем фильме Ноло возрождает бунтарский дух кинематографа 70-х, той золотой поры, когда в прокоммунистическом «ХХ веке» (1976) Бертолуччи проститутка мастурбирует сразу двум суперзвездам – Де Ниро и Депардье.