Драйлебен. Не ходи за мной

 

Так же, как и Петцольд использует линию со сбежавшим маньяком для создания любовной истории с социальным оттенком, так и Доминик Граф опираясь на нее, переходит к своему излюбленному жанру полицейской драмы. В основе его сегмента «Не ходи за мной» история полицейского психолога Йоханна. Она отправляется в Драйлебен для помощи в поимке маньяка, подспудно выкрывает нечистых на руку полицейских, а остановившись у своей старой подруги, большую часть времени придается воспоминаниям о прошлом.

 

Доминик Граф – один из главных изгоев немецкого кино. В этом быть может и заключена его трагедия. Граф – ярый сторонник жанра и противник реальности. На его счету более тридцати фильмов, из которых только шесть сняты не для ТВ. Еще в начале своей карьеры Граф мечтал выстраивать свой путь в кино, как Энтони Манн, снимая по три фильма в год, и телевидение практически дало ему такую возможность. При этом каждая из его нечастых попыток выйти на большой экран заканчивалась если и не провалом, то, скажем так, чем-то довольно неоднозначным. По словам Петцольда, «сизифов труд Графа заключается в том, чтобы продолжать снимать кино, напоминающее о том, как прекрасно улицы выглядели в кино, или как чудесно выглядели ночи, или какими шикарными были женщины». И Графа эта фраза, разумеется, задевает.

Но в то же время «Не ходи за мной» больше всего напоминает пилотную серию сериала, а не полноценный фильм. И это, кажется, играет с режиссером очередную злую шутку. Так Граф использует ограниченное количество локаций, всячески уходит от реализма, чередует эмоции – от грусти до комедии, и неспешно разыгрывает карту с тремя разными линиями с участием героини. Первая – это ее дом, где Йоханна живет с родителями (ее отца, к слову, играет Рудигер Воглер, – актер из фильмов Вима Вендерса) и дочерью. Вторая – жизнь героини в доме подруги Веры и ее мужа. Третья – полицейская история. Таким образом, отправная точка с побегом маньяка оказывается у Графа самой отстраненной во всей трилогии. Даже полицейская история и та, кажется, куда больше фокусируется на проблеме некомпетентности полиции, нежели на ее работе. А Йоханна с таким же успехом могла быть комивояжером, приехавшим в Драйлебен по личным делам. Тем более то, что больше всего интересует Графа в фильме заключено не в полицейском участке, а в доме Веры, где как раз и проявляется одиночество Йоханы и ее жизнь прошлом. В этом даже можно усмотреть личностные рефлексии самого Графа – одиночки в системе, грезящего режиссерами 70-х.

Возможно, поэтому данная часть и выглядит наиболее убедительно. Граф обрисовывает характеры трех героев – Веры, ее супруга Бруно, и самой Йоханны. Он отдает большую часть экранного времени диалогам и сам довольно отстраненно наблюдает за всем происходящим. При этом Доминик Граф очень грамотно чередует эмоциональную составляющую, что даже напоминает не столько его главных вдохновителей, Фиггиса и Роуга, сколько поколение голливудских режиссеров, вышедших из ТВ (Люмет, Маллиган, Пенн…). Его герои разыгрывают драматическую ситуацию, а уже в следующее мгновение совершенно невинная шутка разряжает атмосферу. По схожему принципу Граф чередует и сцены. Он также внимательно выстраивает отношения внутри этого скрытого любовного треугольника, вставляя в историю макгафин с неизвестным мужчиной, в которого в прошлом были влюблены обе женщины. И печально констатирует факт потерянности своей героини.

Как результат, именно эту линию Граф доводит до конца. Полицейская история же, наоборот, в какой-то момент повисает в воздухе, словно намекая, что продолжение стоит ждать в следующей серии. Однако уже ближе к концовке режиссер, словно спохватившись, кажется, на скорую руку расставляет все точки, включает камео маньяка и историю с его поимкой, заключенную в несколько строчек диалога. Впрочем эта разрозненность не особо портит впечатление от идеи Графа, превращая пребывание его Йоханы в Драйлебен в обрывистый сон, который, проснувшись, толком не можешь вспомнить, но продолжение, которого был бы не прочь увидеть и в следующую ночь.

 

Реж. Доминик Граф

Германия, 89 мин., 2011 год