Завтра на рассвете (Demain des l’aube)

 

 

Реж. Дени Деркур

Франция, 96 мин., 2009 год

 

Удел Деркура интеллигентские триллеры, флегматические сделанные без фолов и надрывов с гордо поднятым подбородком. Деркур аккуратистки создает удобное кино, которое считалось бы достаточно сдержанным для претензии на наличие личного почерка, если бы не выводило в предмет авторской гордости неумение отступать ни на полмиллиметра от генеральной линии своего академизма. Любитель утрировать и сводить все к простым и узнаваемым фигурам, Деркур напоминает идеалиста в вакууме стереотипов при этом, вероятно, считаясь в Франции последней надеждой классицистов на реванш. Он просит Тешине, Варнье и Тавернье потеснится на скучной платформе авторов классического толка, ориентированных на блеск мундирных пуговиц и пианинные интермедии более, чем на контакт с реальностью. Он ставит внятность слога превыше поэтических авантюр и вместе с этим и зрителя, какая честь, превыше себя. Фильмы Деркура предельно деактуализированы лишены возможности любого политического значения и способны вдохновить лишь музейного гида.

Среди его актеров числились Паскаль Грегорри и Матье Амальрик, а в последнем фильме Венсан Перес и Жереми Ренье, и им он, поверьте, доверяет более, чем своим персонажам, благородным буржуа с их кризисом семейной верности и фрустрационным набором комплексов зажиточного европейца. Среди этих персонажей обязательно присутствуют музыканты, ведь Деркур и сам музыкант, или их услужливые почитатели, развлекающие музыкантов лаской. Его мало интересуют герои или атмосфера ситуаций, но вот задача рассказать историю для него священна. Он отказывается от изобразительности и выразительности, делает это конечно же умышленно, стройно опираясь лишь на консервативную драматургию и слепо веря, что сумеет компенсировать всякое неважное отношение к себе своим пиететом к музыке, что для нас не должно показаться поводом любить его больше, чем любого другого человека с достаточным уровнем образования.

Его прошлым фильмом была картина «Переворачивая страницы» (La tourneuse de pages, 2006), сдержанная и наверняка выращенная с литературных впечатлений история, в которой акт мести изображается в неубедительных тонах психологических патологий, где не вовремя взятый автограф формирует судьбы, а успех инструментального вечера зависит от технаря-ассистента переворачивающего страницы нотного альбома. Удачей Деркура безусловно есть неколебимость его серьезного тона, ровно как и умение не вертеть головой, отвлекаться на периферийную тематику, чего безусловно катастрофически мало, что бы назвать удачной всю картину. Даже экономя терпение зрителя, Деркур, увы, не отказывает себе в удовольствии заострить прикладное изображения мести штучной интижкой.

Фильм «Завтра на рассвете» (Demain des l’aube, 2009) рассказывает нам историю (в случае с Деркуром «история» –  ключевое слово) о ролевой игре в эпоху Бонапарта, а также историю отношений персонажа со своим досугом, а также историю несоответствия человека своей эпохе. В фильме Деркура есть три главных героя и каждый из них с разной степенью погружения в игру: есть два помеченных трезвостью мышления брата – Матье и Поль (Вэнсан Пэрэс и Жереми Ренье, любимец Дарденнов, Ренье разумеется младший брат) – и есть некто Капитан Дюпье, охотно сросшийся с ролью нечесаного предводителя пиратов. Герой Пэрэса и Капитан – соответственно крайние состояния зависимости: первый, неофит способный относится к сильному действию ролевых игр как к развлечению на уикенд даже черпать из него карьерные стимулы, второй – перманентно погрязший в болоте симуляций наполеоновских сражений и нашедший в них полную подмену традиционному жизненному укладу довольных мещан. Между ними шкала погружения в игру, где-то на ее середине – персонаж Ренье, не отреченный от быта, но при этом находящий сильное удовольствие в материализации иллюзий. Герой Ренье наиболее интересен, не до конца ясно от чего он так изыскано прячется: от действительности или от современности.

Деркур признавался, что равнялся на Хичкока и Кубрика [1], но от первого ему не достает, как минимум, гендерной убедительности персонажей, от второго, хотя бы намека на визионерские способности. Достаточно вспомнить любой из пассажей «Барри Линдона» (Barry Lyndon, 1975), что бы остатки любопытства к «Завтра на рассвете» испустили свой дух – и именно по этому «Линдона» вспоминать не нужно. Лучше остаться ровного мнения о «Завтра на рассвете», что бы потом быстро растворить его в амнезии. Или же оценить этот фильм, как стеснительную попытку выдать хороший вкус к фурнитуре и реквизиту, за хороший тон в кино или, как актуальное состояние демократическо-романтической лини французского искусства сегодня.

 

1 – из нтервью порталу evene.fr