Берлинале-2013: Зайдль, Арслан, Дени Коте

 

Продолжается 63-й Берлинский кинофестиваль. Смотр стартовал с фильма Вонга Кар-Вая «Великие мастера», который многими критиками был встречен довольно прохладно. Вслед за ним показали новые работы Ульриха Зайдля, Томаса Арслана и Дени Коте. Своими впечатлениями от фильмов из Берлина делится СЕРГЕЙ ДЁШИН.

 

«Рай. Надежда» (Paradies: Hoffnung), Ульрих Зайдль, 2013

Сложно сказать, насколько «Надежда» может считаться убойным финалом трилогии, Зайдль в завершение своей «летней трилогии» снял практически комедию, но в том смысле в котором и «Рай.Любовь» можно отнести к подобному жанру. Отправив в первой части героиню (мать) в Кению на секс-туризм, а во второй (соответственно, тетю) в религиозное исступление, в третьей части перед нами совершенно логичный остаток истории – дочь в декорациях летнего кампуса для похудения. Фильм, возможно, дает портрет новой, современной Лолиты, в чем и заключается фрейдистская уловка Зайдля: в несовпадении интенций. Режиссера можно долго обвинять в провокации или эксплуатации своих героев, он может быть вам противен, но он ловок и умен, всегда знает, что сказать. И может, как минимум, сделать это с прекрасным чувством юмора.

 

 

«Золото» (Gold), Томас Арслан, 2013

Лидеру «берлинской школы» сыграть в жанр вестерна оказалось не по силам. «Золото» кажется настолько неудачной работой режиссера, что просто становится непонятно, что фильм делает в конкурсе. Картина Арслана если и может чем-то заинтересовать, так это вторичностью к «Мертвецу», да и то едва ли. Монотонный, лишенный каких-либо серьезных характеров этот фильм на протяжении всего экранного времени использует основные шаблоны жанра. Кто-то скажет, что таким мог быть вестерн у Брессона! Но у Арслана скорей вышла пародия в телевизионном формате. Что может быть кинематографичней ковбоя, входящего в бар пропустить стаканчик виски у стойки? Но даже такая сцена у Арслана выглядит серо и постановочно, как и вся картина. Это скорей не большое жанровое кино,  а что-то больше похоже на бутафорскую ролевую игру по мотивам. Как не печально, но «Золото» скорей только дискриминирует поколение «берлинской школы», чем повышает их статус. Если Арслану дадут приз за режиссуру, то этим жестом девальвируют вполне заслуженные былые награды Ульриха Кёлера и Кристиана Петцольда.

 

 

«Вик и Фло увидели медведя» (Vic et Flo ont vu un ours), Дени Коте, 2013

Дени Коте пересмотел «Антихриста» и «Меланхолию» с «Зимней костью», отчего снял крайне противоречивый и мутный фильм. Обозреватель MUBI уже назвал этот фильм важнейшим событием канадского кинематографа со времен «Моего Винипега» Мэддина. В фильме идет речь о двух амнистированных лесбиянках (внешне похожих на Патти Смит и Шарлотту Генсбур), живущих в лесу и за которыми следят социальные службы. Видно, что как режиссер Коте растет (он стал в разы сильнее со времен «Керлинга»), но ему по-прежнему особо нечего сказать. «Прекрасный день, что бы умереть», как поется в финальной песне фильма?  Нет, всего лишь еще один день фестиваля, еще один чисто фестивальный продукт.