Сердца бумеранг

 

Реж. Николай Хомерики

Россия, 96 мин., 2011 год

 

Последняя на сегодня картина Николая Хомерики своего рода новая вариация на его же к/м работу «Вдвоем» (2005). Снова черно-белые цвета. И снова смерть. Умирает на этот раз не мать, а сын. Когда его просят не молчать, хоть что-то сказать, он произносит: «Мама».

О фильме говорить сложно, «Сердца бумеранг» – очередная попытка Хомерики недоговорить про «близость и одиночество», на этот раз в декорациях метрополитена,  зафиксировать невозможное, поймать неуловимое.  О чем бы ни говорил Хомерики: о любви, о женщине, о  смерти, – все у него в итоге упирается в туманную и непознанную бесконечность. Поэтому черный туннель питерского метро в финале картины, выглядит, конечно, как идеальный визуальный эквивалент абстрактного, и, вероятно, всего творчества режиссера.

В то же время  это довольно личный для него фильм. Так кавказский отец бросивший мать, когда герою было пять  – списан именно с автобиографии самого Хомерики, до собственно самой темы. О ней, о смерти, Хомерики в жизни, по собственным словам, думает постоянно, когда трезв. Она же лейтмотивом проходила через все его короткометражки, будь то смерть собаки («Тёзка»), неизвестного рыбака («Шторм»), и наконец, упомянутой родной матери («Вдвоем»). После чего Хомерики пустился сперва на поиски числа жизни («977»), а затем самой любви («Сказка про темноту»). Нашел и  первое, и второе, и можно снова говорить о главном. Приятно, что в такие моменты у Николая просыпается чувство юмора, куда большее, чем обычно (см. сцену с Ренатой Литвиновой).

Перед «Сказкой про темноту» он пересматривал Кассаветеса, сейчас кажется Дрейера – белизна экрана «Сердца бумеранга», хотелось бы думать, именно оттуда, от датского классика; и вероятно Цай Мин-ляня – однотипное однокадровое мизансценирование и отсюда соответственный ритм всей картины. При этом фильм бесспорно индивидуальный. Только вот, грешит страшной фрагментарностью и разрозненностью (мне показалось или действительно было два Новых года?), и есть такое ощущение, что фильм запросто можно положить на монтажный стол, но поменяв сцены местами – ничего собственно не изменится. «Бумеранг» и дальше будет лететь  в бесконечно пустом тунелле. Не поймешь, то ли это слабость, то ли наоборот удача режиссера Хомерики. Так же как фигура актера Яценко – он вроде и хорош, и на своем месте, но в таком фильме как «Сердца бумеранг» более уместно было бы видеть не столь заезженного актера, анонимного.