Детки в порядке, Край, Копия верна, 127 часов

 

Дети в порядке (The Kids Are All Right)

Реж. Лиза Холоденко

США, 106 мин., 2010 год

 

Фильм, наглядно показывающий превосходство структур над некоей физиологической данностью – отнюдь не в пользу феминизма. Очаровательная сводящая скулы модель «идеальной семьи» спокойно приживается на любой почве – будь то союз двух мужчин (как в порнофильме, которым заводят себя уже немолодые героини Беннинг и Мур) или женщин (непременное разделение на доминирующего и подчинённого, наличие детей – от неизвестного донора, но этой анонимностью как бы артикулируется значение принадлежности, дети вроде бы ни от кого, поэтому (и ни в каком ином случае) они являются в полной мере «своими», не так, как если бы в этой роли выступил кто-то знакомый) – со всеми вытекающими отсюда последствиями (культ верности, маниакальный розыск волос в раковине, в целом подчинённое положение одной «матери» по отношению к другой, что заставляет её искать связи с мужчиной, парадоксальным образом, по причине его большей мягкости и уступчивости). Зритель недоумённо вопрошает: какой тогда вообще смысл в нетрадиционной семье? Ответ следует чисто по-американски: семья – это, ну вы понимаете. Семья это семья. А наркотики – это зло. Словом, забавное вначале, но исключительно унылое под конец зрелище. (Марианна Гейде)

 

 

 

Край

Реж. Алексей Учитель

Россия, 110 мин., 2010 год

 

Сложно оценивать фильм, снятый на деньги РЖД и спродюсированный Первым каналом, двумя организациями наиболее показательно отвечающими в нашей стране за дороги и дураков. Алексей Учитель не побрезговал потратить общественные деньги, полученные за счет элементарного повышения монополией тарифов на перевозки, чтобы наконец-то смело разоблачить преступления сталинизма. Но новейший тренд государственного кино указывает таким офицерам человеческих душ как Учитель, что мало разоблачать, надо и возвращать зрителя в кинозалы, чтобы он потихоньку привыкал смотреть российское кино, пусть и полное фальши, режиссерской халтуры и актерских штампов. Учитель берет все самое худшее из путинского кино последних 10 лет и под самогоночку, медведей, гогочущее народное быдло в ушанках начинает гонять по экрану паровозы. Действительно, ведь только, пожалуй, что паровоз из 30-годов может сегодня быть эффектным на экране, особенно в сравнении с голливудскими космическими кораблями. Стимпанковское кино про лагеря однако должно погреть душу и кураторам Учителя эпизодами наивной любви предателей Родины к своему лагерному начальству. Что поделаешь – таков русский народ, за которым нужен глаз да глаз, всегда чувствующий вину и готовый со слезами простить даже озверевшего энкаведешника с пистолетом, потому что его дочка погибла под Сталинградом. И, конечно же, Владимир Машков со стальными вроде бы зубами, поигрывающий мускулами и жмущий девок по всем возможным углам. Но к этому храброму солдатику, взявшему горькую судьбинушку в свои руки, претензий у меня нет — один он у нас такой на 140 миллионов человек и 17 миллионов квадратных километров. (Станислав Лукьянов)

 

 

 

Копия верна (Certified Copy)

Реж. Аббас Киаростами

Франция, Италия, Иран, 106 мин., 2010 год


Киаростами продолжает поступательное движение в теме подмены подлинника фальсификатом. И если двадцатилетней давности «Крупный план», где персонаж притворялся режиссером Махмальбафом, полемизировал одновременно с актуальной философией и с «Профессией: Репортер» Антониони, то новый ход Киаростами скорее расслаблено реторизирует. Можно рассуждать, что симулякративные пункты «Копии» позволяют ее саму рассматривать, как некую большую подделку на кино, что вряд ли способно оправдать эхо, возникающее из пустоты досуга ее героев. Возможно, Киорастами не к лицу джармушевский фланеризм. Возможно, его мудрости выглядят вторичными в компании нежного европейского сомнамбулизма и местных великих актрис. Но похоже, что и любой разговор об этом фильме будет всего лишь подделкой под разговор. (Олександр Телюк)

 

 

127 часов / 127 Hours

Реж. Денни Бойл

США, Великобритания, 93 мин., 2010 год

 

После технически виртуозного, хоть и прямолинейного как дверь, «Миллионера из трущоб», Дэнни Бойл обратил свой взор на реальную историю бесшабашного скалолаза Арона Ролстона, в один далеко не прекрасный день зажатого в расщелине обрушившимся валуном и в результате отпилившего руку по локоть тупым перочинным ножом made in China. Завязка недвусмысленно напоминает передачу об историях выживания в экстремальных условиях; собственно, ей этот сольный физиологический этюд и является, поскольку флэшбеки и муки совести, призванные сценаристом и режиссером на помощь отдающему дешевой сенсационностью сюжету, ничего, кроме чувства неловкости, не вызывают. Попытка Бойла при помощи вырвиглазной колористики, подвижной камеры и клипового монтажа показать, что здесь где-то пробегала режиссура, создают ощущение, что Тони Скотт поругался с Дэнзелом Вашингтоном и снимает для «Дискавери». (Евгений Карасев)