Молодость: День 2

 

Ретроспектива Артура Липсетта, Айра Сакс, Лунд, Щелущенко, украинские короткометражки и Флигауф.

 

«Не Гаси Свет!», реж. Айра Сакс

Создавая фильм на лгбт тему, режиссер, видимо, настолько увлекся бунтом против всех существующих вариаций построения сюжета, что отснял абсолютно пустой, оторванный от действительности фильм, в котором действие развивается гладко и медово, постепенно закольцовываясь в неопределенность предвкушения и поиска, с которого все и началось. Такой могла бы быть легкая, глянцевая мелодрама о геях во времена, когда пол и сексуальные предпочтения перестали бы волновать даже религиозных фанатиков, а человеческая природа бы изменилась настолько, что состояние душевной обнаженности и четкость происходящего в непотушенном свете были бы нормой межличностного общения. (ОК)

 

«Почти мужчина», реж. Мартин Лунд

Режиссер фильма Мартин Лунд представляет, так называемое, ироническое поколение норвежцев. Это первая генерация в его стране, которая может позволить себе учится и, соответственно, оставаться молодыми до 35 лет. Становится «мужчиной» означает теперь не первый раз переспать, а обзавестись потомством. Именно поэтому герой фильма Генрик – мужчина наполовину: его подружка забеременела, но еще не родила. Картина Лунда увлекает множеством интровертивных деликатных деталей и психологических оттенков, хотя и достаточно быстро испаряется из сознания после просмотра. (ОТ)

 

Национальный конкурс короткометражных работ, часть первая

Техническая сторона украинского кино за прошедший год явно изменилась к лучшему. На экране царит просто-таки буйство «высоких технологий»: качественная картинка, разнообразные стилистические приемы, остроумные решения, жонглирование жанрами (повальное увлечение анимацией, например). Разве что только за всем этим не стоит ничего, что оставило бы в памяти хоть какой-то след. Не смотря на stop-motion ни Шванкмайера, ни братьев Квай даже за километр здесь не видать. Демократия денег имеет свои недостатки, так что, наблюдая примеры китчевого самолюбования режиссеров, все настойчивее и настойчивее возникают надежды на хоть какую-то цензуру качества перед выходом на экран подобных работ. (ОК)

 

«Колюня», реж. Олександр Щелущенко

Документальную ленту о современном украинском художнике Николае Билоусе если что и спасает, так это харизма самого художника. В глаза бросается засилье «глубоко чувствующих искусство» «кошельков» — орава ценителей и потенциальных покупателей, которым еще следует растолковать на какой из картин танки, а на какой Жюльет Бинош. Подобный контраст грубоватого «Колюни» и холеного бомонда мог бы стать ключевым конфликтом ленты, если бы не та серьезность, с которой куратор галереи Цех и режиссер Олександр Щелущенко взялся иллюстрировать творчество художника. (ОК)

 

Колюня – это художник Николай Белоус. Создавая его кино-портрет, режиссер фильма галерист Александр Щелущенко долго показывает коллекционерок картин Белоуса. Всё это хорошо одетые дамы из разных городов планеты. Женщин объединяет их интуитивный подход в выборе предметов искусства для их домашних коллекций. Решающим художественным критерием для любительниц прекрасного является душевность работ. Затем слово берет сам Белоус. Харизматично рассказывает о цветологии, о том, как много лет работал на стройке, а потом преподавал, о своих впечатлениях от Жульет Бинош, о том, как современники не любили «сладкого» Ренуара. Как результат впечатление от художника куда более приятное, чем от фильма. (ОТ)

 

Артур Липсетт. Ретроспектива

Программа Синергия пока что оправдывает все возлагаемые на нее ожидания, и ретроспектива канадского авангардиста Артура Липсетта является на сегодняшний день самым захватывающим событием Молодости. Бальзамом на душу украинского зрителя, как всегда, является возможность хоть как-нибудь, но причислить талант Липсетта к пантеону украинских гениев (в эмиграции) – мать режиссера до Второй Мировой жила в Киеве. Именно молодые годы госпожи Липсетт стали поводом привезти на Молодость ретроспективу этого режиссера-экспериментатора, но не в этом соль. Работы Липсетта, собранные из видео-мусора, вдохновляли Ингмара Бергмана и Стенли Кубрика. Но и это мало поможет зрителю, пытающемуся продраться сквозь паутин смыслов пи помощи одного только анализа. Визуальный ряд Липсетта требует, прежде всего, отпустить себя, раствориться в потоке статичных и движущихся черно-белых кадров. Звуковой коллаж и ассоциативный монтаж, виджеинг и диджеинг до официального их появления в поп-культуре – после часа мелькающих и пульсирующих изображений такие понятия, как «идея», «смысл» или «замысел» теряют всякую значимость, и ты начинаешь наслаждаться уже самим результатом, а не частностями: потоком кадров, лабиринтом возможных интерпретаций, красочностью аллюзий и ассоциаций. (ОК)

 

«Просто ветер», реж. Бенедек Флигауф

Венгерский фильм о цыганах (что звучит, наверное, как украинский фильм о казаках). Работа поднимает очень серьёзную социальную тему – ксенофобию, и очень серьёзно о ней говорит. Режиссер показывает героев, цыганскую семью, в основном сверхкрупными планами и деталями в полутемных помещениях, как будто лишая их идентичности, которой их порой лишает общество. Как ни странно при достаточно высоком уровне режиссуры Бенедеке Флигауфа, его серьезность вместе с желанием расставить все точки над «і» (кроме одной) лишает картину соков свежести и той же социальной остроты. (ОТ)

 

Ольга Коваленко, Олександр Телюк