Молодость: День 6

 

На «Молодости» продолжается полнометражный конкурс, показы секции «Синергия» и выяснение, что лучше — «цифра» или «плёнка».

 

«Истальгия», реж. Дарья Онищенко

Трудно полюбить фильм главным достоинством которого является профессионализм. Онищенко – выпускница Мюнхенской академии кино и телевидения и по качеству картинки «Истальгии» это заметно. В фильме чувствуется закалка практикой и техническая маститость. Этим работа выделяется из шеренги современного украинского кино, но не то чтобы возвышается над ней. Традиционная проблема нового реалистического кино в Украине: использование речи и создание правдоподобных персонажей в «Истальгии», увы, также не решена. Как результат художественная сторона работы провисала по части создания достоверности. Фильм построен полностью на крупных планах, от чего иногда становится тесно и удушливо. К тому же использованная в фильме драматургическая формула, которая была так популярна в середине нулевых, – три истории в трех городах, как минимум, поднадоела. Ностальгия по родине и семье проклевывается и напрашивается, но формулируется слабо. От чего и связь между сюжетными линиями кажется искусственной и натянутой. (ОТ)

 

Было б замечательно, если бы на премьерном показе «Истальгии» зрителей порадовали не бесплатными бокалами Мартини, а качественным фильмом. Возможно, конечно, что алкоголь был попыткой притупить внимание аудитории – чтобы кустарность ленты не так резала глаз. Достойные экрана компоненты можно по пальцам пересчитать – это линия двух стареющих эмигрантов в Германии и дождь с пеплом в финале. Оставшийся хронометраж не вызывает ни интереса, ни эстетического удовольствия. И если «сербскую часть», снятую в грязновато-желтых тонах еще можно как-то терпеть, то «украинская» вызывает неподдельные физические муки. Мало того, что актеры ведут себя, как амебы, так еще и сам украинский язык, на котором они пытаются читать свои реплики, кажется не рупором, а пластырем, которым мученику залепили рот. Короче говоря, фильм исполнен страдания и тоски – персонажи тоскуют по родине, актеры страдают от неумелой режиссуры, а зрители тоскливо терпят весь этот бред. (ОК)

 

«Прекрасная долина», реж. Гадар Фридлих

Конкурсная программа фестиваля продолжает преподносить приятные сюрпризы. Нежная драма «Прекрасная долина» о гордой старости в кибуце может и не оставила после себя эстетических или познавательных рубцов, но порадовала тишиной и повествовательной неспешностью. Все-таки тема кризиса альтернативных общественных формирований может быть не менее интересной нежели исследования природы самих формирований. (ОТ)

 

Теодор Ушев. Ретроспектива

Короткометражные работы Ушева сочетают в себе видео, анимацию и музыку. Даже если аллюзии, символизм, фантазия в каких-то моментах и не понятны до конца, то графикой, цветом, ритмом, мрачноватой иррациональностью образов можно наслаждаться часами. Несколько течений модернистской живописи составляют основу ряда его короткометражек: конструктивизм в «Тауэр Бауэр», экспрессионизм в «Соловьи в декабре» и «Дневниках Липсетта», техногенный абстракционизм в «Дрюкс Флюкс» и так далее в разных комбинациях и градациях, с примесью того или иного течения вплоть до примитивизма, как в «Царице». Музыка занимает такое же важное место в его работах, как и картинка, разве что только автор ее не сочиняет, а вдохновляется ею, расцвечивает ее своими фантасмагориями, делает ее еще более выразительной. Лента «Joda», посвященная Джафару Панахи, является пока что последней из его работ.(ОК)

 

«Бок о бок»

Режиссер Крис Киннелли на пару с Киану Ривзом спросили у главных режиссеров и операторов Америки, а также Ларса Фон Триера, когда же «цифра» победит «плёнку»? Острота вопроса, впечатляющий список интервьюируемых и точечные исторические справки создали ясную картину. Полемический монтаж ответов Линча, Скорсезе, Камерона, Финчера и прочих сработал как пружина. Любой, кто хотя бы раз задумывался над поднимаемой проблемой, будет увлечен и награжден каскадом мнений. Оказалось, что лет 20 назад Лукас собрал Голливуд у себя на вилле и огласил пророчество о приходе цифровой эры. Над стариком, тогда посмеялись, оказалось что зря. Судя по свидетельствам «цифра» всё же неизбежно, хотя и не тотально, побеждает. Единственным ее оппозиционером остался Кристофер Нолан, а единственным недостатком – отсутствие удобной технологии архивации, но Лукас обещает, что скоро мы справимся и с этим. (ОТ)

 

Бок о бок существуют и, по мнению специалистов, еще долго будут существовать два материала современного кинематографа – пленка и цифра. Пленка придает съемочному процессу оттенок чуда, а развивающаяся цифра открывает возможности, которым, кажется, нет предела. Некоторым нравится одно, некоторым другое, но в одном их мнения совпадают – «будущее неизвестно», «как-нибудь пробьемся» и «последователи все додумают за нас». Тема пленки и цифры как нельзя актуальна, Киану Ривз, который выступает в роли интервьюера, радует глаз, опрошенные режиссеры, операторы и цветокорректоры свободно делятся своими мыслями, а информационное наполнение делает эту документальную ленту познавательной. Единственным недостатком является только то, что форма ее не отличается особой оригинальностью, так что недостаток художественных приемов делает ленту, временами, скучной и затянутой. (ОК)

 

LABO. Экспортная программа фестиваля у Клермон-Ферране

Секция «Синергия» снова оказывается едва ли ни самым свежим сеансом «Молодости». Показ включал в себя участников программы «Лаборатория» фестиваля в Клермон-Ферране, которой в этом году исполнилось 10 лет. Практически каждая короткометражная работа секции порадовала доминацией визуального над литературным. Некоторые работы хочется выделить отдельно. Итальянский проект Blu известен, в первую очередь, своими яркими громадными пацифистскими граффити на стенах городов во всем мире. Их очередной граффити-мультфильм на тему эволюции впечатляет не только масштабностью усилий, но также трудозатратами, легкостью разрушения и блестяще точным темпом артикуляции послания. Второй год подряд «Синергия» показывает короткометражные работы бельгийского художника Николя Провоста – носителя совершенно новаторского кино-диалекта, исследователя урбанистической тревоги и мага иррациональных жестов, которому в современном кино равным по силе колдовства может быть разве что Апичатпонг Вирасетакул. Также хочется отметить монументальное визуальное творение итальянца Юри Анкарани, поэта мраморных приисков. (ОТ)

 

Подборка экспериментальных короткометражек достаточно хороша, хотя и включает несколько устаревшие ленты. Стоит смотреть ради «Точки невозвращения» (2008) Николаса Провоста, чью короткометражку «Стардаст» (2010) показывали на предыдущей Молодости, и «Большой Взрыв» (2010) от Блу. «Точка Невозвращения» это криминального толка диалоги, наложенные на кадры из жизни Нью-Йорка. Городская суета, все эти машины, прохожие, полицейские, которых мы видим каждый день, превращаются при помощи монтажа в героев пунктирной драмы криминального толка — только без завязки, кульминации и развязки. Отсутствие сюжета не делает ленту менее захватывающей, и наблюдать за мерцанием огней, игрой цвета и отражений можно до бесконечности. «Большой Взрыв» Блу о зарождении и смерти цивилизации интересен своей технической стороной, своим сочетанием видео и анимации, которая работает при помощи снятых на камеру граффити и всяких подручных объектов. (ОК)

 

Олександр Телюк, Ольга Коваленко