Социальная сеть

 

Реж. Дэвид Финчер

США, 120 мин., 2010 год

 

Студент Гарварда, еврейский «ботаник» и вспыльчивый лох, Марк Цукерберг (Айзенберг) находится на самой низшей ступени университетской иерархии. На почве обсуждения собственного статуса Марк поссорился со своей девушкой Эрикой, напился пива и стал писать про неё гадости в своем Livejournal. Этого ему показалось мало, и Марк решает отомстить всему женскому полу Гарварда. Легко взломав информационную базу университета, он устраивает онлайн-голосование, где все желающие могут оценить прелести местных девушек. Трафик зашкаливает, а хитовая акция вызывает осуждение со стороны деканата и простых студентов. Но Марка замечают братья-близнецы Винклвоссы, белая кость, спортсмены, и предлагают одаренному программисту создать социальную сеть для Гарварда.

Темы положения в обществе и соревнования – главнейшие в фильме. Финчер с мощной ехидцей подошел к этой стороне студенческой жизни. На вечеринки в элитные закрытые студенческие сообщества красивых девиц привозят автобусами, а пиво и марихуана сыплются и льются рекой. Чтобы пробиться туда студенты проходят унизительные испытания: стоят на морозе, неделю таскают с собой куриц. Не хочешь или не подходишь – вот тебе идиотская вечеринка в псевдокарибском стиле, в подвале и с Ниагарой на проекторе. Мегасерьезное отношение к таким вещам друга, партнера и инвестора Цукерберга, Эдуардо Саверина, становится отличным фоном взрослой одержимости Марка, проектом всей своей жизни, тогда еще называвшимся The Facebook.

Цукерберг решает обойти Винклвоссов, морочит им голову отписками, а сам ваяет свой собственный сайт. Основная его фишка – аккаунты в нем принадлежат реальным людям, через них можно общаться с друзьями из оффлайна, узнавать кто с кем ходит на свидания. Идея встречена в массах с энтузиазмом, первая рассылка проходит по базе самого элитного студенческого клуба, и проект начинает набирать пользователей с космической скоростью.

Финчер показывает нам восхождение Цукерберга на вершину ретроспективно, через судебные слушания с Саверино и Винкловоссами. Но не стоит воспринимать Цукерберга, как человека кинувшего своих партнеров, а «Социальную сеть», как фильм о бизнесе, сожравшем душу юного паренька. Марк с самого начала не хотел быть ни поэтом, ни художником, ни активистом-радикалом, а реализовывал себя как программист. Это, безусловно, человек нацеленный на успех, реализацию себя в мегаперспективной сфере новых технологий. Таковы и все его партнеры по бизнесу — они не мечтатели, а приземленные прагматики.

Заметим, что все главные персонажи в фильме совершают крупные ошибки. Марк оскорбляет любимого человека. Саверино истерит и едва не гробит фирму, когда на горизонте проявляется пробивной интернет-гуру Шон Паркер (Тимберлейк), претендующий на его управленческие рычаги. Винклвоссы тупо глотают многомесячные отписки Марка и позволяют ему украсть идею из-под носа. Паркер недопустимо портит себе репутацию топ-менеджера вечеринкой с кокаином.

Как раз о таких стратегических ошибках и, значит, о стратегических удачах и идет речь в фильме. Американский культ бизнеса показывается Финчером совсем не с критической точки, характерной для «Бойцовского клуба». Там главный герой страдал в своей социальной ячейке от однообразия, навязываемого мебельным Facebook’ом, Икеей. «Социальная сеть» – это фильм о создании всеми востребованного продукта, взгляд на бизнес со стороны его участников, а не простых потребителей.

Винклвоссы, пришедшие жаловаться на Цукерберга к ректору, доводят его до смеха. «Да у нас тут в Гарварде все только и делают, что рожают идеи!» Винклвоссы и Саверино, мыслящие масштабами общежитий, вызывают естественное отторжение Цукерберга. Марк матереет буквально в момент, когда идея поселяется в его голове. Он сразу же отключается от молодежной жизни и мыслит, и ведет себя как босс. Цукерберг по Финчеру – олицетворение предпринимательского духа. Не балласт на шее компании, как Саверино, подписывающий документы не глядя. Не надменные и тормозные Винклвоссы. И даже не харизматичный раздолбай Паркер, хотя именно он разворачивает Facebook в проект планетарного размаха.

Именно за счет умение ловить волну, менять ситуацию на ходу, подбирать людей, Цукерберг становится самым молодым миллиардером. Но Финчер ставит заключительным штрихом эпизод поиска Цукербергом в Facebook своей студенческой любви. И это вовсе не намек на систему, поглотившую своего создателя. Финал «Социальной сети» еще раз ставит акцент на расплате за ошибки, на том, что под любыми амбициями должна быть реальная почва, а сами они находятся в определенных рамках. В течении двух часов экранного времени Финчер, подобно Стоуну с его «Уолл-стритом», возвращает бизнесменам их человеческий облик, право на внутреннюю слабину и обязательный расчет по долгам.

Успешная «Социальная сеть» на деле изначально проект рискованный и можно даже сказать проходной. Удивительно, конечно, что при столь прекрасном сценарии фильм мог и не заполучить Финчера в режиссерское кресло. На роль Цукерберга планировался Гарфилд, сыгравший Саверино. Единственный знаменитый актер, добавивший фильму порочного шарма Тимберлейк, вызывал у продюсеров сомнения. Но все сложилось, как нельзя лучше. Актеры блещут, выжимая из своих героев прямо-таки теодордрайзеровские (по меркам поколения Икеи, конечно) образы. Финчер уверенной рукой гоняет актерский молодняк по темам «путь наверх», «дружба или бизнес», «вернись любовь» и «молодой гений». Динамичный, проницательный, в меру поверхностный и ироничный портрет молодой американской элиты «нулевых», включающий, снятую с кубриковской поэтичностью, сцену соревнований по гребле. От кинорежиссера, который, как и все другие кинорежиссеры, словно белка в колесе создает свои средства социальной связи – кинофильмы – эти фейсбуки на час или два.