Полночь в Париже

 

Midnight in Paris

Реж. Вуди Аллен

Испания, США, 94 мин., 2011 год


 

И снова привычная бижутерия алленовских европейских картинок.  Шестой фильм, снятый в Европе, а на деле почти американский. Париж для Аллена – тот же Манхэттен. Знакомые титры и ненавязчивая музыка за кадром. Вуди барселонский, лондонский, любой – теперь парижский. В первых же кадрах как из окна экскурсионного автобуса, бросающий: вот вам  – Елисейские поля, вот – «Мулен Руж», вот – чертова башня. Моя маленькая эмиграция. Главный герой – снова писатель. По своему характеру близкий не самоуверенному бонвивану из последнего фильма Вуди, а героине Миа Фэрроу из «Пурпурной розы Каира» — официантке Сесилии. И, подобно несчастной официантке, которая живет только страстью к кинематографу, Гил живет любовью к литературе. Кокто, Брикто, Фицджеральд – его вечный ближний круг. А когда представиться возможность, он не преминет познакомиться с ними поближе. Пленка не выдерживает,  бумага прочнее. Рукописи и их держатели становятся для Гила вторым домом.

А вы разве не знали, что все, что пишут в книжках – правда? Иллюзии – тугоплавкий металл, иногда вовсе несгораемый.  И, видимо, лучший фундамент для тех, у кого кроме иллюзий совсем ничего нет (в отличие от героя Оуэна Уилсона с его местом сценариста в Голливуде). Муза Уэса Андерсона с перебитым носом выглядит здесь на удивление удачно. Рохля, тюфяк, вечный беглец за чужими поездами. Никто не принимает его всерьез и даже собственная невеста, очарованная занудным профессором из Сорбонны, мотивирует это так: «Ну он такой романтичный!»

В «Полночи в Париже» не остается и следа от привычной алленовской язвительности (вспомнить хотя бы «Вики Кристина Барселона»). Благообразие это несколько настораживает. Но когда в конце фильма герой Уилсона растворяется в парижской ночи с новой подружкой, то возразить ему нечего. А как иначе. Мир жесток. Я не умею жить. Париж — лучший город на свете. Мечты – все еще самая твердая валюта. Здесь можно вспомнить героиню Джеммы Джонс из предыдущего фильма  Аллена. Все, чего она хотела, так это обманываться предсказаниями гадалок. Зато умела делать это превосходно. Она в итоге и оказалась единственной, кто обрел свое счастье — с продавцом букинистического магазина. Здесь тоже – старье писательских представлений, ветошь романов, магазин «ностальгия», как самое верное средство для спасения. В конце концов, и все путешествия вокруг света не более чем поиск человека, который скажет тебе: «Привет! Я не против промокнуть под дождем».