Тайна в ее глазах

 

Реж. Хуан Хосе Компонелла

Испания, Аргентина, 129 мин., 2009 год

 

От прошлого тяжело уйти. Все его тайны и упущения рано или поздно выходят наружу. Преследуя нас, не давая покоя и полностью стирая наше настоящее. В «Тайне в ее глазах», последней на сегодня картине аргентинского режиссера Хуана Хосе Компонеллы, все это на себе переживает судебный служащий, специализирующийся на уголовных делах, Бенджамин Эспозито (Риккардо Дарин).

В 70-х, он расследует дело о жестоком изнасиловании и убийстве молодой девушки. Ее убийца, пойманный, а затем освобожденный за сотрудничество с государством, исчезает, заставляя Эспозито, последующие двадцать пять лет переживать это дело. Лишь в 90-х, выйдя на пенсию, он решает написать роман-воспоминание, с попыткой разобравшись в произошедшем, наконец-то добраться до истины.

Как результат, все действие фильма варьируется между 90-ми (читай, наше время) и 70-ми (прошлое). А помимо детективной подоплеки, Эспозито оказывается движимым еще и историей любви – скрытым романом с бывшей начальницей Ирен Мартинес, продолжительностью во все те же двадцать пять лет. В их связи, предельно невинной, так и не переросшей не во что иное, Эспозито и Ирен тянутся к друг другу, боятся потерять время – и оказавшись в настоящем, то и дело сожалеют о том, что было упущено в прошлом.

Подобно расследованию, их история так же вынуждена мириться с влиянием из вне. Принадлежность Ирен к высшему классу не дает покоя Эспозито. А судебное расследование то и дело приостанавливается под нажимом вышестоящих чинов. Таким образом, режиссер Кампанелла то и дело варьирует жанры. Смещает акценты. И в конечном счете полностью теряется в своем многофункциональном путешествии в никуда (или к Оскару). Начинаясь как детектив, «Тайна в ее глазах» постепенно скатывается к мелодраме. Делает реверансы в сторону триллера и время от времени ударяется в комедийное русло. Для последнего, в историю умышленно водится приятель Эспозито – довольно милый, но, как и вся история, предельно клишированы персонаж – вечный неудачник, не расстающийся с бутылкой и своей дурацкой ухмылкой. Его умышленно дозированные шутки, порой, правда, не лишенные остроумия, венчают собой очередной напряженный эпизод.

То же впрочем, происходит и с парой «любовная история – детектив».  Кампанелла, следуя линии истинно «проголливудского» продукта, скатывает к полной стерильности своего фильма (не синонимы ли это вообще?). Где любая попытка принятия происходящего на экране, тут же терпит свое неминуемое крушение. Лишая всю историю драматизма и даже сопереживания. В этом смысле, «Тайну в ее глазах» можно рассматривать и как подражание или переплетении с финчеровским «Зодиаком». Тот же, на первый взгляд, фильм-раследование. То же действие, лишенное действия. Но там где Финчер снимает историю поиска от и до, аргентинец так, похоже, и не может определиться в своей жанровой принадлежности. Хватаясь за каждый из жанров, вылавливая их подобно соломинкам. Он тут же спешит перейти к следующему. Отработав один ключевой эпизод, снятый скажем в комедийном русле, спешит тут же показать свое мастерство во владение саспенсом.

Правда, что можно занести в актив Кампанеллы – это продолжительные сцены диалогов. Здесь камера, малоподвижная, как и на притяжение всего фильма, концентрируется исключительно на героях (как правило, в этот момент, на экране остаются два-три главных персонажа). Она дает им возможность открыться, наконец-то почувствовать себя свободными от тяжести кадра. Позволяя при этом и зрителю наконец-то всмотреться в лица героев, попытаться понять или хотя бы принять их существование на экране. Но уже в следующее мгновение их снова ждет неубедительная чехарда действий. Где даже замечательный по своей задумке финал и тот кажется чем-то натянутым и неуместным.