Молодость. День 8 и 9

 

Акации (Las Acacias)

Пабло Джорджелли

Аргентина, Испания, 85 мин., 2011 год

Как и было анонсировано, фильм Джорджелли проще всего и разместить между «Простой историей» Линча и фильмами Киаростами. Единственной линей фильма оказалась дорога, а его действие полностью проходит в кабине. «Акации» очень просты и деликатны. Тот тип кинематографа, когда действий настолько мало, что событиями становятся оттенки, сюжетной канвой – едва заметная смена настроений, саундтреком – шум мотора, перипетией – улыбка ребенка. «Акации» заведомо лишены скрытности, подводных камней, а вместе с этим и фальши. Лишь последняя сцена заставила усомнится в доверии режиссера к открытости жизни, но кто знает, может именной такой, оформленной и завязанной в узел, он ее видит и понимает.

ОТ

 

«Акации» понравятся поклонникам «Мертвых» Лисандро Алонсо. В этой вариации на роуд-муви так же присутствует незамысловатый сюжет, длинные кадры и бесконечное движение. Вся драма происходит внутри кабины грузовика или, еще точнее, внутри самих персонажей. Значимость событий измеряется их переживаниями. Слов произносится мало, но мимика и взгляды дают им богатое обрамление. Если фильм проигрывает своей драматургической незамысловатостью, то великолепная игра Германа де Сильвы компенсирует даже этот недостаток.

ОК

 

Минимум кинематографических средств – вовсе не показатель аскетичности автора, или его причастности к «медленному кино». Так режиссер пытается избавиться от всего, что могло помешать обнаружить рождение и развитие чувства между героями фильма.

АП

 

 

Однажды в Анатолии (Bir zamanlar Anadolu’da)

Реж. Нури Бильге Джейлан

Турция, Босния и Герциговина, 150 мин. 2011 год

Учитывая склонность турецкого кино к социально-политическим намекам, фильм Джейлана с ходу цепляет своей отстраненностью. Речь идет всего лишь о жизни и смерти. Есть убийство, и есть оставшиеся в живых, есть причины смерти, есть бегство и есть те, которые остаются решать земные проблемы. Тема может показаться избитой, однако Джейлан справляется с ней достаточно элегантно. Стилистика напоминает призера стамбульского кинофестиваля в этом году – «Волосы» режиссера Тайфуна Пирселимоглу. Выдержанные тона, плавный затягивающий сюжет и прекрасные общие планы, что есть редкое явление в программе текущей «Молодости».

ОК

 

Во всех прошлых  лучших работах Джейлана так или иначе присутствовала автобиографическая подоплёка. В это раз Джейлан снова создал сильное произведение, хоть, как кажется, и отстраненное от личного опыта. «Однажды…» массивное и широкое полотно, которое так гладко поглощает в себя зрителя, что на блестящей последней сцене удивительно вопрошаешь: «неужели уже позади два с половиной часа?». Дискуссионный вопрос: является ли эта картина примером «медленного кино», уж слишком много в ней монологов. Но то, что Джейлан создал ни на что не похожую, одновременно открытую и завершенную, структуру повествования – несомненно.

ОТ

 

 

Жизнь без принципов (Dyut meng gam)

Реж. Джонни То

Гонконг, 107 мин., 2011 год

Несмотря на свое название, фильм Джонни То повествует именно о принципах, о внутренних законах жизни. Только законы эти устанавливает не полиция, не гангстеры, не обычный гражданин, а человеческие эмоции и побуждения, здесь – жажда денег. Весь мир предстает мозаикой – из отношений, кадров, ситуаций, и только поняв его принцип, можно сложить кусочки в одно целое и тем самым остаться в выигрыше. Но только до следующего поворота. Выигрыш в мире То – не окончательная победа, а всего лишь передышка.

ОК

 

В первой части фильма Джонни То интересуют только деньги, просто их движение и никакой привязки к их владельцам. И только если вы знаете, что у денег, на самом деле, нет владельцев,  вам будет интересно посмотреть вторую часть фильма, где герои различными способами пытаются убедить себя в противоположном.

АП

 

 

Елена

Реж. Андрей Звягинцев

Россия, 109 мин., 2011 год

Новый фильм Звягинцева попытался отделиться от метафоры, но к реальности так и не пристал. Застрял где-то посередине, стал примером не жизни, а дидактики, не искусства, а искусственности. Несмотря на стремление отобразить жизнь как она есть, режиссеру удалось отобразить только стереотипное о ней понятие. На экране мы видим не людей, а их типажи, пусть и довольно яркие, но которые все равно двигаются по заранее заданному маршруту, не смея совершить ни одного естественного шага.

ОК