Локарно-2013: Жуан Педру Родригеш, Паулу Роша, Хон Сансу

 

Ольга КОВАЛЕНКО о новых премьерах кинофестиваля в Локарно: «Тело короля Альфонса», «Маджонг», «Был бы я вором, я бы украл» и «Наша Сунхи».

 

Тело короля Альфонса (O Corpo de Afonso)

Реж. Жуан Педру Родригеш

Португалия, 32 мин., 2013 год

 

Маджонг (Mahjong)

Реж. Жуан Педру Родригеш, Жуан Руи Герра Да Мата

Португалия, 33 мин., 2013

Создается впечатление, что свои корометражки Родригеш снимал подобно художнику, который наскоро делает зарисовки на скамейке, вместо того, чтобы обложившись теми же эскизами, вырисовывать каждую деталь. Здесь вам и съемка цифровой камерой с руки, и грубо смонтированный коллаж, спонтанность момента. Да и сама идея короткометражек усиливает нестабильность формы: перемещая своих персонажей лабиринтами города, Родригеш отправляет зрителей в путешествие во времени. В «Теле короля Альфонса» перед нами череда бодибилдеров, которые зачитывают отрывки из исторической хроники на фоне зеленого экрана. Время от времени экран заменяется на кадры, снятые из движущегося по городу автомобиля, сталкивая текучесть настоящего момента с фиксированным прошлым. «Маджонг» снят как художественный фильм, основанный на туманной истории преступления в китайском квартале: пропавшая женщина, любовник, оружие, смерть; и, конечно, визуальные штампы, ассоциирующиеся с китайской культурой – шелковое платье, гангстеры в западных костюмах, и, как следует из названия, маджонг.

 

 

Был бы я вором, я бы украл (Se Eu Fosse Ladrao… Roubava)

Реж. Паулу Роша

Португалия, 100 мин., 2011 год

Фильм Роши отлично вписывается в ряд многочисленных европейских лент последнего времени, в которых речь идет о поиске идентичности, о самоидентификации себя как гражданина определенной страны, как части определенной нации. Фильм погружен в образы из истории Португалии: иммиграция в Латинскую Америку, картины, фотографии, истории из прошлого, которые рассказывают друг другу женщины за тканьем простыней. «В стуке ткацкого станка мне слышится скрип костей. Мы проводим ночи без сна, чтобы спать на своих простынях», – говорят персонажи из прошлого и продолжают работу годами, пока не придет старость, и их руки уже не смогут удержать в руках нить, в то время как их младший брат страдает в Бразилии по оставленной за океаном родине.

 

 

Наша Сунхи (U ri Sunhi)

Реж. Хон Сансу

Южная Корея, 88 мин., 2013

В своем новом фильме корейский режиссер остается верен себе: он полностью игнорирует визуальную сторону картины, концентрируясь на взаимодействии персонажей. Что мы видим, так это минималистическую, хорошо собранную картину. Подобно его предыдущим фильмам «Хахаха» и «День когда он пришел» действие в «Сунхи» вращается вокруг алкоголя и бесконечных разговоров, разве что на этот раз акцент смещен с мелодрамы на комедию. Все так же мы наблюдаем за процессом самокопания персонажей, только они уже не рвут душу и не погружают нас в меланхолию, а, наоборот, показываются со снисходительной иронией.

 

 

Тело короля Альфонса (O Corpo de Afonso)
Реж. Жоао Педро Родригеш
Португалия, 32 мин., 2013 год
Маджонг (Mahjong)
Реж. Жоао Педро Родригеш, Жоао Руи Гуерра Да Мата
Португалия, 33 мин., 2013
Создается впечатление, что свои корометражки Родригеш снимал подобно художнику, который наскоро делает зарисовки на скамейке, вместо того, чтобы обложившись теми же эскизами, вырисовывать каждую деталь: здесь вам и сьемка цифровой камерой с руки, и грубо смонтированный коллаж, спонтанность момента. Да и сама идея короткометражек усиливает нестабильность формы: перемещая своих персонажей лабиринтами города, Родригеш отправляет зрителей в путешествие во времени. В «Теле короля Альфонса» перед нами череда бодибилдеров, которые зачитывают отрывки из исторической хроники на фоне зеленого экрана. Время от времени экран заменяется на кадры, снятые из движущегося по городу автомобиля, сталкивая текучесть настоящего момента с фиксированным прошлым. «Маджонг» снят как художественный фильм, основанный на туманной истории преступления в китайском квартале: пропавшая женщина, любовник, оружие, смерть; и, конечно, визуальные штампы, ассоциирующиеся с китайской культурой – шелковое платье, гангстеры в западных костюмах, и, как следует из названия, маджонг.
«Был бы я вором, я бы украл» (Se Eu Fosse Ladrao… Roubava)
Реж. Паулу Роша
Португалия, 100 мин., 2011 год

Фильм Роши отлично вписывается в ряд многочисленных европейских лент последнего времени, в которых речь идет о поиске идентичности, о самоидентификации себя как гражданина определенной страны, как части определенной нации. Фильм погружен в образы из истории Португалии: иммиграция в Латинскую Америку, картины, фотографии, истории из прошлого, которые рассказывают друг другу женщины за тканьем простыней. «В стуке ткацкого станка мне слышится скрип костей. Мы проводим ночи без сна, чтобы спать на своих простынях», – говорят персонажи из прошлого и продолжают работу годами, пока не придет старость, и их руки уже не смогут удержать в руках нить, в то время как их младший брат страдает в Бразилии по оставленной за океаном родине.