Санденс-2016: «Любовь и дружба» Уита Стиллмана

 

На кинофестивале в Санденсе состоялась международная премьера фильма Уита Стиллмана «Любовь и дружба». Фильм купили для широкого национального проката: кажется, это первый фильм американского режиссёра, который окупится и прозвучит в Америке и за рубежом. И он того, безусловно, заслуживает. О картине рассказывает Алиса ТАЁЖНАЯ.

 

«Я очень рад, что мой фильм наконец увидят так много людей», — говорит режиссёр Уит Стиллман сразу после премьеры своего нового фильма на кинофестивале в Санденсе. Ради своего режиссёрского дебюта «Метрополитен» он почти 30 лет назад продал квартиру, и четыре безупречных фильма в его режиссёрской биографии принесли Стиллману безграничное уважение коллег, но очень мало денег и ещё меньше уверенности в том, что следующий фильм будет снят. У костюмной романтической комедии по мотивам новеллы Джейн Остин есть все шансы стать самым известным и популярным фильмом Стиллмана и снять вечное проклятие независимого режиссёра — поиск новых денег и страх остаться без штанов после очередного релиза. Мы говорили с Уитом Стиллманом два года назад, когда фильм был в работе, и он признавался, как трудно быть одновременно и продюсером, и режиссёром, — и со сколькими богатыми идиотами приходится иметь дело, чтобы фильм из сценария превратился в живую историю на площадке.

«Любовь и дружба» повторяет кастинг самого известного фильма Стиллмана «Последние дни диско» про двух молодых девушек в поисках счастья в Нью-Йорке в начале 80-х. Хлоя Севиньи и Кейт Бейкинсейл — теперь не заклятые подруги с Манхеттена, а две американки в Великобритании конца 18 века. В основе фильма — роман в письмах «Леди Сьюзан» Джейн Остин, который сама писательница не считала серьёзной работой и не публиковала при жизни. Роман о нравах британского общества увидел свет только в конце 19 века и до сих пор не входит в обязательный список классической литературы. Это даёт Уиту Стиллману карт бланш на интерпретацию книги: он практически перепридумывает историю плутовки леди Сьюзан, добавляя в историю коронные шутки об избранном обществе, придумывая эффектные камео и превращая второстепенных персонажей в ключевых комедийных героев.

 

 

Леди Сьюзан в исполнении Кейт Бейкинсейл — главная героиня истории, в отчаянных поисках мужа для себя и своей подросшей дочери. За ней ходит слава бессовестной соблазнительницы и сплетницы: с такой небезупречной репутацией она приезжает из Лондона в поместье к брату и его жене, чтобы найти новую мишень для себя или, в худшем случае, небедного зятя. Весь фильм мы наблюдаем, как леди Сьюзан выкручивается из любой ситуации в свою пользу, ссорит родственников, отбивает мужей и пудрит мозги холостякам, путает показания и строит планы на будущее своей дочери — и всё ради того, чтобы почувствовать себя обеспеченной и уверенной в завтрашнем дне, ну и чтобы не скучать в дыре под названием Чёрчхилл. Окружающие леди Сьюзан наивны, упрямы, в упор не замечают очевидного и легко ведутся на лисьи интриги, так что даже грубая игра главной героини не встречает отпора и не поддаётся коллективному осмыслению. С первых легкомысленных нот понятно, что история закончится свадьбой, а режиссёр ни минуты не собирается быть серьёзным — через пять минут очевидно, что мы смотрим один из самых смешных фильмов за последние не припомнить сколько лет.

Уит Стиллман начинает «Любовь и дружбу» с андерсоновского приёма с парадом героев с идеальными подписями: по ним очевидно, что ещё один фильм о нравах высшего общества хоть и говорит о конце 18 века, ещё больше объясняет про нас здесь и сейчас. Стиллман очевидно влюблён в литературный источник, но щедро добавляет от себя деталей каждому герою, без которых они были бы всего лишь манекенами из далёкого прошлого. В «Любви и дружбе» есть все типажи классической литературы без тяжеловесности и морализаторства большого романа: бедняжка-дочь в руках умелой манипуляторши-матери, сельский красавчик и чей-то брат, воплощение благочестия и нежная тётушка, деревенский болван с огромным состоянием, огромный и упрямый муж и генератор сплетен, тётушкина лучшая подруга, которая вечно лезет не в свои дела, и обманутая истеричка с красными глазами, от которой сбежал трофейный супруг. Про их злоключения не всегда интересно читать в книгах (они слишком далеко, а их церемонии и мотивы нам непонятны), но куда важнее увидеть их ужимки, признания и светские беседы живьём — мало кому из режиссёров настолько точно удаётся подать актёров и так выигрышно разыграть бумажных героев. Новация Уита Стиллмана в частности — богатый дуралей сэр Джеймс, пришедший в фильм из лучших скетчей Монти Пайтона и рассказывающий рекордное количество чепухи в единицу времени. 

 

 

Зная Уита Стиллмана, выросшего на романтической переписке и посещавшего закрытые приёмы американских избранных семей, мы тут же узнаём в «Любви и дружбе» его почерк: беспощадные шутки по отношению к светским порядкам и умение облечь в изысканную форму самые неприглядные факты. «Она слишком хороший мой друг, чтобы платить за её услуги — это будет унизительно для нас обеих», — говорит леди Сьюзан о своей бедной спутнице миссис Кросс, которая из-за нужды собирает и разбирает чемоданы и затирает пятна на хозяйских шелках. Вся «Любовь и дружба» — череда парящих панчлайнов и искромётных ремарок о человеческих слабостях и мелочности, о недальновидности и нежелании принимать данность, и самое главное — о том, как за общественными ритуалами скрыты наши слабости и пороки, которые некоторым из нас удаётся маскировать под любовь, дружбу и прочие самые тёплые чувства.

 

На кинофестивале в Санденсе состоялась международная премьера фильма Уита Стиллмена «Любовь и дружба». Фильм купили для широкого национального проката: кажется, это первый фильм американского режиссёра, который окупится и прозвучит в Америке и за рубежом. И он того, безусловно, заслуживает.

 

 

«Я очень рад, что мой фильм наконец увидят так много людей», — говорит режиссёр Уит Стиллмен сразу после премьеры своего нового фильма на кинофестивале в Санденсе. Ради своего режиссёрского дебюта «Метрополитен» он почти 30 лет назад продал квартиру, и четыре безупречных фильма в его режиссёрской биографии принесли Стиллмену безграничное уважение коллег, но очень мало денег и ещё меньше уверенности в том, что следующий фильм будет снят. У костюмной романтической комедии по мотивам новеллы Джейн Остин есть все шансы стать самым известным и популярным фильмом Стиллмена и снять вечное проклятие независимого режиссёра — поиск новых денег и страх остаться без штанов после очередного релиза. Мы говорили с Уитом Стиллменом два года назад, когда фильм был в работе, и он признавался, как трудно быть одновременно и продюсером, и режиссёром, — и со сколькими богатыми идиотами приходится иметь дело, чтобы фильм из сценария превратился в живую историю на площадке.

 

«Любовь и дружба» повторяет кастинг самого известного фильма Стиллмена «Последние дни диско» про двух молодых девушек в поисках счастья в Нью-Йорке в начале 80-х. Хлоя Севиньи и Кейт Бейкинсейл — теперь не заклятые подруги с Манхеттена, а две американки в Великобритании конца 18 века. В основе фильма — роман в письмах «Леди Сьюзан» Джейн Остин, который сама писательница не считала серьёзной работой и не публиковала при жизни. Роман о нравах британского общества увидел свет только в конце 19 века и до сих пор не входит в обязательный список классической литературы. Это даёт Уиту Стиллмену карт бланш на интерпретацию книги: он практически перепридумывает историю плутовки леди Сьюзан, добавляя в историю коронные шутки об избранном обществе, придумывая эффектные камео и превращая второстепенных персонажей в ключевых комедийных героев.

 

Леди Сьюзан в исполнении Кейт Бейкинсейл — главная героиня истории, в отчаянных поисках мужа для себя и своей подросшей дочери. За ней ходит слава бессовестной соблазнительницы и сплетницы: с такой небезупречной репутацией она приезжает из Лондона в поместье к брату и его жене, чтобы найти новую мишень для себя или, в худшем случае, небедного зятя. Весь фильм мы наблюдаем, как леди Сьюзан выкручивается из любой ситуации в свою пользу, ссорит родственников, отбивает мужей и пудрит мозги холостякам, путает показания и строит планы на будущее своей дочери — и всё ради того, чтобы почувствовать себя обеспеченной и уверенной в завтрашнем дне, ну и чтобы не скучать в дыре под названием Чёрчхилл. Окружающие леди Сьюзан наивны, упрямы, в упор не замечают очевидного и легко ведутся на лисьи интриги, так что даже грубая игра главной героини не встречает отпора и не поддаётся коллективному осмыслению. С первых легкомысленных нот понятно, что история закончится свадьбой, а режиссёр ни минуты не собирается быть серьёзным — через пять минут очевидно, что мы смотрим один из самых смешных фильмов за последние не припомнить сколько лет.

 

Уит Стиллмен начинает «Любовь и дружбу» с андерсоновского приёма с парадом героев с идеальными подписями: по ним очевидно, что ещё один фильм о нравах высшего общества хоть и говорит о конце 18 века, ещё больше объясняет про нас здесь и сейчас. Стиллмен очевидно влюблён в литературный источник, но щедро добавляет от себя деталей каждому герою, без которых они были бы всего лишь манекенами из далёкого прошлого. В «Любви и дружбе» есть все типажи классической литературы без тяжеловесности и морализаторства большого романа: бедняжка-дочь в руках умелой манипулаторши-матери, сельский красавчик и чей-то брат, воплощение благочестия и нежная тётушка, деревенский болван с огромным состоянием, огромный и упрямый муж и генератор сплетен, тётушкина лучшая подруга, которая вечно лезет не в свои дела, и обманутая истеричка с красными глазами, от которой сбежал трофейный супруг. Про их злоключения не всегда интересно читать в книгах (они слишком далеко, а их церемонии и мотивы нам непонятны), но куда важнее увидеть их ужимки, признания и светские беседы живьём — мало кому из режиссёров настолько точно удаётся подать актёров и так выигрышно разыграть бумажных героев. Новация Уита Стиллмена в частности — богатый дуралей сэр Джеймс, пришедший в фильм из лучших скетчей Монти Пайтона и рассказывающий рекордное количество чепухи в единицу времени. 

 

Зная Уита Стиллмена, выросшего на романтической переписке и посещавшего закрытые приёмы американских избранных семей, мы тут же узнаём в «Любви и дружбе» его почерк: беспощадные шутки по отношению к светским порядкам и умение облечь в изысканную форму самые неприглядные факты. «Она слишком хороший мой друг, чтобы платить за её услуги — это будет унизительно для нас обеих», — говорит леди Сьюзан о своей бедной спутнице миссис Кросс, которая из-за нужды собирает и разбирает чемоданы и затирает пятна на хозяйских щелках. Вся «Любовь и дружба» — череда парящих панчлайнов и искромётных ремарок о человеческих слабостях и мелочности, о недальновидности и нежелании принимать данность, и самое главное — о том, как за общественными ритуалами скрыты наши слабости и пороки, которые некоторым из нас удаётся маскировать под любовь, дружбу и прочие самые тёплые чувства.