«Столетие» в PinchukArtCentre

 

До 8 января в Киеве в PinchukArtCentre можно увидеть совместную работу бразильской художницы Синтии Марселле и бразильского критика и кинематографиста Тиаго Мата Мачадо «Столетие» (The Century).

 

Марселле представлена в музее как победительница Generation Art Prize 2010, и кроме «Столетия» можно также посмотреть еще и ее интерьерную инсталляцию «Видеть, чтобы быть увиденным» – нелинейную комнату с рельефным полом.

В фильме «Столетие» чувствуется тайный отпечаток годаровского «Уик-энда». От картины веет вандализмом, анархией и живописностью. Статическая сцена – выхваченный кусок асфальта с тенью колючей проволоки эффектно – воинственно забрасывается разнообразными предметами: покрышками, красными касками, бутылками, коробками. В фильме нет людей – привычная для авангарда и для Марселле схема. По словам режиссера, работа символизирует процесс демонтажа, что в сочетании с названием наделяет ее апокалиптическими мотивами.

Кино – одно из излюбленных направлений Марселле. Ранее она сняла несколько короткометражных и loop-работ. Ее стиль легко узнаваем. Камера всегда статична и помещена в верхний угол. Мизансцены совсем простые, но своей абсурдностью напоминают лабиринты или работы Жака Тати. Содержания подчинены скрытым внутренним законам, вроде работы Cruzada, где маленькие оркестры встречаются на перекрестке, устраивают музыкальное состязание и расходятся, совсем как у Франсиса Алюса. Интересна ее работа Confronto, в которой зафиксирован интересный перформанс. Когда загорается зеленый свет, жонглировщики огня перекрывают дорогу, выстраиваясь шеренгой на зебре и забавляясь с факелами. Подобное «развлечение» оказывается не по душе водителям, ситуация накаляется, во время конфликта, Марселле затемняет изображение. Мы остаемся только со звуком стрессовой конфронтации и свистом города.