Король говорит!

 

King’s Speech

Реж. Том Хупер

Великобритания, США, 118 мин., 2010 год

 

Молодой телевизионный режиссер Том Хупер снял фильм, который можно было бы назвать «народным», будь в англоязычной традиции соответствующий термин. Реальная история британского монарха, побеждающего свои слабости (не только и не столько заикание, сколько боязнь и нежелание взваливать на свои офицерские плечи монаршие обязанности) и в результате приводящего нацию к единству перед лицом опасности, пришлась по вкусу как обычному зрителю (чему свидетельством высокий рейтинг на IMDb), так и маститым критикам, ответственным за россыпь наград, которые создатели «Король говорит!» отныне будут складировать на каминных полках.

В то же время недостатки фильма настолько очевидны, что трудно не солидаризироваться с теми же самыми критиками, которые отметили (в разных комбинациях) всех исполнителей главных ролей, и дружно проигнорировали  как режиссуру, так и формальные изыски картины.

Длящийся без малого два часа фильм, начав с частной истории конкретного человека и его самосовершенствования, довольно быстро начинает раздаваться вширь и пытается объять историю британской короны как минимум лет за 50.

История жестокого отца, ставшего хорошим королем, линия брата, променявшего трон на возможность жениться на дважды разведенной любимой женщине, множащеся упоминания о кризисе в Европе и приближающейся войне – все эти микросюжеты интересны и обладают богатым потенциалом сами по себе (а в рамках сюжета призваны пролить свет на психологическую природу заикания Его королевского высочества Берти), но в результате невыносимо затягивают повествование. Эпизоды с театральными экзерсисами Лайонелла, хоть и способствуют созданию глубины этого конкретного образа, но фильму в целом не дают совершенно ничего.

Слабый сценарий, построенный на линейном состыковывании отдельных эпизодов (обрамленных, словно рамой, двумя речами), оттеняет невыразительная, хоть и старательная, режиссура. В фильме, безусловно, чувствуется разница между европейским и американским подходом к изображению персонажей (теплый ироничный взгляд автора, микромимика, минимум открытых эмоций и т.д.), но от ощущения рыхлости она не спасает. Более того, сама механика взаимоотношений двух главных героев (да, это типичный buddy-movie) расписана настолько схематично и предсказуемо, что сложно удержаться от соблазна комментировать просмотр фразами вроде «А сейчас он…» или «Ну и потом они…»

Что же касается визуальной составляющей, то работа художника, к чести создателей, отнюдь не выпирает из каждого кадра с криками «смотрите, нам дали бюджет!», она по-английски сдержанна и аккуратна. Раздражают лишь операторские кунштюки: хотя фильм исторической тематики при наличии здравого смысла у DP довольно сложно испортить (хоть сепию используй, хоть приемы a la BBC – в 90% случаев результат будет пристойным), но маэстро Дэнни Коэну при помощи зума, сверхкрупных планов и фишая это мастерски удалось.

Единственный несомненный плюс фильма заключается в том, что не самый динамичный сюжет отдается на откуп актерам: в результате имеем три превосходных актерских работы, из ряда которых Колин Ферт выделяется преимущественно благодаря большему хронометражу роли. (Свой «оскар» он наверняка получит, хотя, по сути, это не тот масштаб; и если на то пошло, то роль Джеффри Раша, по каким-то странным соображениям причисленная ко «второму плану», достойна порции наград ничуть не менее.)

В целом же, по совокупности интересного замысла, отдельных деталей и ролей, не столько выписанных, сколько ударно исполненных, «Король говорит!» производит вполне благоприятное впечатление. Это отнюдь не шедевр (и даже не претендует – отдельное спасибо Вайнштейнам за отсутствие агрессивной рекламной кампании), но в ряду сильнее нашумевших в сезоне 2010-11 любимцев публики и кинокритиков совсем не теряется.