В бездну

 

Into the Abyss

Реж. Вернер Херцог

США, Великобритания, Германия 107 мин., 2011 год

 

Пожалуй, будет верным назвать большинство художественных и документальных работ Вернера Херцога «экстатическими». Герои фильмов здесь находятся в пограничном психологическом состоянии, одержимые претворением в жизнь своих сверхценных идей, либо доведенные обстоятельствами до разной степени помутнения рассудка. Чаще всего это близкая к умопомешательству степень исступления. То есть не помешательство как таковое, но безумие также исследованое Херцогом вдоль и поперек.

К примеру, Лопе де Агирре, в параноидальном бреду отправляющийся на верную смерть в поисках золотой страны Эльдорадо («Агирре, гнев божий», 1972), рядовой Войцек, окончательно спятивший от ревности к своей сожительнице («Войцек», 1979), и даже Штайнер, резчик по дереву и прыгун с трамплина, бесконечно более рассудительный герой по сравнению с прочими «персонажами», тоже оказывается захваченным, пусть и на короткий момент полёта, великим экстазом («Великий экстаз резчика по дереву Штайнера», 1974).

Новый документальный фильм Вернера Херцога «В бездну» не выбивается из общего ряда. Структурно два главных героя картины находятся в ситуации «после экстаза».

Фильм разворачивается вокруг события десятилетней давности: Майкл Перри и Джейсон Буркет, тогда восемнадцатилетние парни, совершили тройное убийство, чтобы завладеть дорогим спортивным автомобилем. Несколько суток они в невменяемом состоянии наслаждались приобретенной вещью.

С удивительным мастерством Херцог интервьюирует каждого из убийц, родственников и знакомых погибших, капеллана, полицейского, расследовавшего преступление, и бывшего руководителя команды по исполнению смертной казни. Режиссер своими вкрадчивыми вопросами вытаскивает на поверхность сокровенные мотивы, чувства и мысли каждого героя картины. Когда Херцог временно замолкает, а камера навязчиво фиксирует выражение страдания на лицах этих людей, мы чувствуем почти удушливое их присутствие. Совершенно непристойное зрелище.

В центре внимания режиссера – живой человек, экстатическая и поэтическая правда жизни. Фильм показывает противоречивую человеческую природу, пропасть разделяющую людей. Эта пропасть взаимного непонимания. Преступники не способны встать на место жертв, а родственники убитых на место убийц. Майкл Перри перед исполнением смертной казни говорит, что прощает всех присутствующих людей. Дочь убитой забронировала себе кресло в зрительском зале и, наблюдая за государственной местью, почувствовала как падает «гора с плеч».

Как итог, вопрос, который проходит лейтмотивом сквозь фильм: «Допустимо ли приговаривать человека к смертной казни, пусть даже самого отъявленного преступника как Майкл Перри?». Картина не даёт однозначного ответа, и каждый при желании сможет найти в ней подтверждение собственной позиции.

В документальном фильме Вернера Херцога «Ла-Суфриер. Ожидание одной неминуемой катастрофы» (1977) представлена похожая ситуация. Режиссер ведёт репортаж из города, который вот-вот накроет вулканической лавой. Все жители эвакуированы. Но в городе и близлежащих поселениях остались какие-то сумасшедшие. Они смирились с судьбой, и тихо ждут собственной смерти.

Герои фильма «В бездну» находятся в состоянии «после экстаза», после безумия совершенного преступления. Один, Джейсон Буркет, коротает дни пожизненного заключения, другой, Майкл Перри, «ожидает неизбежную катастрофу» — свою смертную казнь. Оба не желают ни о чем думать. Мысли только усугубляют душевное состояние. «В бездну» прекрасно воссоздаёт это отупляющее чувство безысходности. Правда, в отличии от раннего документального фильма Вернера Херцога катастрофа не заставит себя долго ждать и тем более не пройдет стороной.