«Первая весна» Яна Фудуна

 

В киевском PinchukArtCentre продолжается масштабная выставка современного китайского искусства «Китай Китай». Среди прочего на ней можно посмотреть три из пяти глав знакового кинофильма «Семь интеллектуалов в бамбуковой роще» художника Яна Фудуна.

 

Ян Фудун обращается к зрителям со спорной размытой зоны между искусством и кино. С одной стороны, он представляет индустрию современного искусства, ее площадки, дискурс, способы производства значений. С другой стороны, если взять его самую известную работу – фильм «Семы интеллектуалов в бамбуковой роще» – мы найдем там многие черты традиционного кино: прямоугольный экран, актерская игра, правильная мизансцена.

Да, фильм Фудуна комфортно смотреть в режиме loop, но это уже вопрос экспериментов драматургии. И соответственно, поводов игнорировать Фудуна с территории канонического кинематографа не так и много, к тому же практически все они догматичны и несвежи.

Ян Фудун – ностальгирующий визионер, снимающий свои работы на контрастную черно-белую 35-милиметровую пленку. Картинка у Фудуна, который параллельно занимается фотографией, отсылает к китайским нуарам 30-40-х годов. Пластический молчаливый и иронический стиль сближает его с Элиа Сулейманом, Цай Минлянем и даже с Тати и Бунюэлем. Но в отличие от того же Минляна, Фудун не разбивает парадоксальные бытовые притчи музыкальными номерами или квир-стилистикой. Кинематограф Фудуна более жесткий, терпеливый и отсылающий к старой китайской традиции.

Как известно, одной из главных сущностей современного искусства есть не визуальный образ или остроумная концепция, а метафора. Кино-пенталогия  «Семи интеллектуалов в бамбуковой роще» – стройная метафора слабой роли интеллектуалов в современном обществе. Интеллектуалы существуют сами для себя, обычно занимаясь не тем трудом, которым им стоило бы.

У Фудуна семь его героев сначала гуляют в горах, затем работают на рисовых плантациях, в рыбацких поселках и урбанистических задворках. Они всегда одеты в изношенные интеллигентные наряды и напоминают ни то неприкаянных учителей, ни то лаборантов. Время от времени они праздно пессимистично шатаются, купаются голяком или читают книги.

Прозрачность метафор – солидарная тенденция современного китайского искусства. Ей подвержены и другие звезды китайской арт-сцены Ай Вэйвэй, Чжао Чжао, Чао Фей и прочие художники.

Фильмы Яна Фудуна развиваются мягко и неспешно в стиле лучшего кино нулевых годов. Одни происшествия интеллектуалов плавно и непоследовательно перетекают в другие.

«Семь интеллектуалов в бамбуковой роще» Фудуна отсылает к древнекитайской притче о семи мудрецах даосистах, которые ушли жить в лес, когда к власти пришла исповедующая конфуцианство династия Цзинь. Мудрецы устали от бесплодных политических баталий и начали жить ближе к природе и придаваться простым радостям, в том числе и сексуальным.

Пять частей своей работы Фудун создавал с 2003 по 2007, снимая по фильму в год.

Ян Фудун – художник, ставящий себя в поле более широкой культурной традиции, чем традиция кинематографа, и выбирающий разнообразные биеннале как каналы своей дистрибуции. Тем не менее, его изобретательность, визуальная выразительность несомненно делают вклад и в развитие кинематографа.

Короткометражная работа «Первая весна» (2010), созданная в сотрудничестве с брендом Prada, является примером стиля и визуальных поисков Яна Фудуна.