Реж. Шарунас Бартас
Россия, Франция, Литва, 111 мин., 2010 год
Этот год оказался прорвой для ряда режиссеров, среди которых оказался и Шарунас Бартас. В его фильмографии появилась позорная белая ворона.
«Евразийца» ждали пять лет, именно столько прошло с выхода «Семи человек – невидимок». Чтобы снять этот фильм Бартас заложил свой дом, брал у знакомых в долг, кредиты в банках и в итоге представил совсем не типичную для себя картину. Бартас перестал молчать. В «Евразийце» есть и сюжет, и диалоги, и погони и стрельба. Он снял жанр, криминальный боевик в духе русской чернухи 90-х. Девятки, шлюхи, кабаки с блядской попсой, поддельные паспорта, убийство мента и разборки с местным авторитетом.
На этот раз вместо бегства в Крым режиссер совершил турне по России и Европе. Вильнюс, Москва, Смоленск, Варшава, Париж. И сам сыграл главную роль – сорокалетнего рэкетира и наркоторговца Гену, который хочет выйти из игры, но его кидают, своих спасительных денег в размере 200000 долларов он не получает, кроме того его, ясное дело, заказывают. Ему остается только одно – бежать из Москвы в Париж, где его ждет подруга француженка (Элиза Седнауи). Прихватив с собой случайно проститутку Сашу (Клавдия Коршунова) он двигает на характерной белой девятке в сторону смоленских хуторов и дальше через польскую границу уже в привычном одиночестве бежит в Европу. Сюжет банален и зауряден. Никакого видения Европы, никакого фатального Запада без Солнца.
Если, допустим, «Американец» Корбайна, также фильм о чужеродном одиночке и предательстве – глянцевый и живописно открыточный euro-crime, то «Евразиец», соответственно, своего рода близнец-антипод: намеренно маргинальный, но вторичный, даже хочется сказать провинциальный криминальный фильм. «Я настоящий евразиец. Я жил во Франции, я жил в Литве, я жил в России. Я жил везде. У меня нигде нет дома» – рассказывает за кадром Гена, с самого начала режиссер спешит показать нам вроде космополитический посыл фильма, но где-то примерно на этом он и заканчивается.
Фильм Бартаса неряшливый, впервые с параллельными историями, но с провисаниями – и что еще страшней – нелепостями в сценарии (апогеем которых становится прорыв сквозь польскую границу), намеренно грубо смонтированный и т.д. Что тут можно сказать? Бартас не Годар, косноязычие у него не элемент стиля или киноязыка, а, простите, результат небрежно воплощенной идеи. А зевота от происходящего – следствие не медленности, а шаблонности поворотов и мотиваций.
Во всем этом импонируют только инфернальные звуки панорамной Москвы (фрагменты будто другой картины) и игра одной Клавдии Коршуновой («Отрыв», «977»). Смерть ее проститутки – единственный момент фильма, от которого веет чем-то настоящим, а именно страхом. На ее фоне бартосовский Гена, в одной сцене пошло показывающий свою голою задницу, играет зажато, и, в конце концов, его совсем не жалко. Более того, Гена скорее вызывает одну только ироническую улыбку тем, что у него в каждой стране по женщине.
«Евразиец», само собой, далеко не графоманское кино, как тот же «Кочегар» Балабанова. Бартас попросту сыграл не в том жанре. Вытянул не ту карту. Известно, насколько ему хотелось снять эту картину о 90-х, сколько было трудностей и т.д. Это все известно заочно. Глядя на картину – не видно, ради чего это было задумано, и для чего потрачено столько сил? Ради первой копродукции с Россией? Едва ли. Бартас ничего существенного не говорит ни о 90-х, ни о новой форме космополитизма в объединенной Европе.
Вглядываешься в кадры, ищешь автора «Нас мало» и «Свободы» и не находишь. В какой-то момент даже начинаешь открещиваться от мысли, что эту глупую картину о Гене с макаровым на которого вешаются женщины во всех странах, сделал Бартас. Можно конечно тешить себя мыслью, что это другой Бартас. Но, извините, другим он уже был в фильме «Семь человек – невидимок» и был самобытен, а не зауряден, как во второй своей попытке.
Не пойму, то ли Бартас действительно по наивности не в теме, во что, правда, не верится. То ли просто не насмотрен по жанру (а он действительно далеко не киноман). На своем мастер-классе в рамках фестиваля 2morrow Бартас признался, что зачастую после посмотренных чужих фильмов у него опускаются руки и ничего не хочется делать.
А «Евразиец» ведь даже не «Бумер», и фильму место в ночной сетке телевидения. Ни как не ожидал от Бартаса, умнейшего и знающего себе цену режиссера, унылого вторичного боевика, практически «брата три», лубочного с дешевым закадровым романтическим пафосом в финале о своем месте под Солнцем. Это, бесспорно, самый неудачный фильм литовского режиссера.
Совсем не случайно в «Форуме» Берлинского и в одной из программ Московского фестиваля «Евразийца» встретили разгромной критикой, а компания «Кино без границ» с августа откладывает выпуск фильма в прокат.
Уже известно, что Бартас собирает финансирования под новый фильм. Надеемся, что создание займет менее пяти лет. Будем верить и в возвращение Шарунаса Бартаса.