«Дух огня-2017»: Семья, любовь, трясина

 

С 3 по 9 марта в Ханты-Мансийске проходил XV фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня». Наталья СЕРЕБРЯКОВА выделила три наиболее яркие картины в программе международного конкурса.

 

 

«Алмазный остров» (Diamond Island)

Реж. Дэви Шу

Камбоджа, Франция, Германия, Катар,Таиланд

101 мин., 2016

Бора живёт в небольшой камбоджийской деревне и, прощаясь с матерью, вместе с младшим другом Ди отправляется на работу в город. «Присматривайте друг за другом»,  наставляет подростков мать. Однако судьба Боры повернётся так, что приглядывать за ним скорее будет старший брат, пять лет назад покинувший семью и обосновавшийся в Пномпене. Однажды вечером после работы на стройке самого большого в Камбодже жилищного комплекса «Алмазный остров», Бора встретит Солея на модном байке в компании золотой молодежи. От Солея не было вестей из дома уже очень давно, бог его знает, чем он занимается в Пномпене, но, судя по всему, успешен (у него есть американский «спонсор», хотя тема мужской проституции корректно замалчивается режиссёром).

«Алмазный остров»  дебют Дэви Шу, нежная драма о взрослении на фоне неоновых огней Камбоджи. Что выберет Бора  первое настоящее чувство к девушке со стройки Азе или связь с обеспеченной, но поверхностной Лакеной из окружения Солея? Шу деликатно проводит своего героя сквозь неминуемые невзгоды: ссору с друзьями по работе, обвиняющих его в том, что тусуется, в основном, с братом, разлуку с матерью, которую вскоре потеряет, травму Ди на стройке. Кажется, волшебное ночное путешествие по Пномпеню на байках никогда не прекратится. Фильм разбавлен смешными диалогами и сценами молодёжного пикапа (дважды в картине действие происходит в День Святого Валентина, самого важного праздника для камбоджийских подростков с их одержимостью впервые заняться сексом). Режиссёр говорит, что искал вдохновения в ранних фильмах Хоу Сяосяня о подростковых каникулах. В них таким же образом не происходит ничего важного, но по всему экрану разлита солнечная атмосфера детского ещё счастья наполненности жизнью. Сравнивая же с западным кино, можно сказать, что по проблематике «Алмазный остров» очень близок «Американской малышке» Андреа Арнольд. Как и героиня у Арнольд, камбоджиец Бора оказывается вовлечён в незнакомый ему мир, находит новых друзей и в конце совершает неизбежный выбор – то ли пойти по пути успеха, то ли остаться со старыми друзьями и первой любовью (и тут Шу делает неожиданный твист).

 

 

«Дни Франции» (Jours de France)

Реж. Жером Ребо

Франция, 142 мин., 2016

Поискам любви, не первой, но уже зрелой, посвящён фильм Жерома Ребо «Дни Франции». Пьер сбегает от своего любовника Поля, садится в свой белый «Альфа Ромео» и колесит по Франции. На первый взгляд, он путешествует бесцельно, но на самом деле его путеводителем является Grindr (мобильное приложение для знакомств). «Во Франции тысячи мужчин, множество возможностей»,  говорит Пьер случайно подобранной попутчице, профессиональной певице в доме престарелых. Такими же случайными людьми и забавными разговорами наполнена вся картина. Ребо, по всей видимости, обладает тонким чувством юмора и имеет большой багаж кинематографических аллюзий. Первое же, с чем хочется сравнить его фильм – «Незнакомец у озера» Алена Гироди, но помимо общей для обоих фильмов гей-тематики, у этих двух картин мало схожих черт. «Дни Франции»  это порой саркастическое, порой романтическое роуд-муви с неожиданным кинематографическим решением в финале.

Интересно, что Ребо очень внимательно подошёл к топографии и снимал все сцены в тех местах, где действие происходит по сценарию. Критический взгляд на фильм может допустить, что кроме прекрасных провинциальных видов и пустой болтовни (а также нескольких очень откровенных сцен однополой любви) в фильме ничего больше нет. Но не верьте, это не так. Картина по-настоящему революционна в отношении ЛГБТ-темы. Зритель совершенно не обращает внимание на пол любовников, это обычные люди со своими мелодраматичными травмами и обидами, с желанием любить и быть любимыми, иметь или не иметь партнёра и ощутить именно тот неповторимый момент близости, который они сами придумали.

 

 

«Трясина» (Paul)

Реж. Марселу Феликс

Португалия, 71 мин., 2016

Революционен, но только по-другому, и фильм Марселу Феликса «Трясина», единственная в программе экспериментальная лента, которую, возможно, будет нелегко смотреть неподготовленному зрителю. Фильм, например, начинается со сцены чёрно-белого кино, в котором действие происходит задом наперёд. А это просто главная героиня, которая субтитрует фильмы, смотрит кино на ноутбуке. Иногда в картине пропадает звук или изображение распадается на пиксели. Потом выясняется, что это просто качество того фильма, о котором идёт речь в «Трясине». Герой этого фильма в фильме работает на стеклозаводе, изготавливая лампы, но также играет на виолончели. Мы являемся свидетелями того, как рушатся (подобно пикселям) его мечты. Не его ли нужно спасти из трясины, как делает это одна из героинь с беспомощной уточкой?

Марселу Феликса интересует авангард (среди других португальских режиссёров он выделяет Жуакима Пинту); работая над «Трясиной», он задавался вопросами: «что мы знаем о середине фильмов?», «что происходит в середине фильмов?». Экспериментируя со структурой и формой, Феликс снял кино о природе и о кино о природе кино одновременно. Его герои гуляют по болотистой местности, пятнадцать минут кряду наблюдая, как взлетают утки и садятся аисты, а тем временем сам режиссер разрушает традиционное представление о том, каким должен быть нарратив. Также Феликс вставил в «Трясину» диалог по-эстонски и некоторые отсылки к русской классической литературе. Интересно, что его вообще интересует русская тематика – следующую свою картину Марселу собирается посвятить революции 1917 года. Это будет фильм, снятый в год революции, и хочется надеяться, революционный дух не покинет режиссёра.

 

Наталья Серебрякова

10 марта 2017 года