Базовые упражнения. «Результаты» Эндрю Буджалски

 

«Результаты» (Results)

Реж. Эндрю Буджалски

США, 105 мин., 2015

Сразу после развода с женой житель Нью-Йорка Дэнни (Кевин Корригэн) узнает о смерти матери, оставившей ему в наследство особняк в Остине и немалую сумму денег. По приезду в столицу Техаса находящийся в депрессии герой записывается на фитнес, чтобы хоть как-то взбодриться, прийти в форму. Хозяин спортивного клуба Трэвор (Гай Пирс) предлагает клиенту стандартную тренировочную программу в зале, но мужчина предпочитает индивидуальные занятия на дому по отдельной оплате. Работать с эксцентричным миллионером начинает лучший специалист – привлекательная Кэт (Коби Смолдерс). Постепенно между заказчиком и исполнителями завязываются странные отношения, смешивающие бизнес с лирикой и дружбой – так любовный треугольник, описанный в тысячах ромкомов, приобретает оригинальное кинематографическое звучание.

В «Результатах» Эндрю Буджалски использует ясную, даже прилизанную цифру, впервые приглашает известных актеров. При этом постановщик снова показывает персонажей, создающих особые миры (системы) вокруг себя, дабы противостоять внутренней незащищённости перед вызовами реальности. Например, Трэвор стремится придумать идеально функционирующую модель жизни, помогающую преуспеть в коммерции и способную привести к гармонии с действительностью; Дэнни хочет встретить новую любовь, залечив душеные раны, и по мере сил воспользоваться прелестями статуса богача. Фитнес выступает здесь ярким примером структуры, которая дарит ощущение правильности выбранного пути, обязательной прибыльности эффекта. Еще в дебютной картине режиссёра «Смешно, ха-ха» выпускница колледжа Марни составляла список занятий для поднятия самооценки – сразу за пунктом «научиться играть в шахматы» следовала строка «пойти в тренажерный клуб». С этих замыслов девушки и начинается авторская одиссея поисков власти над обстоятельствами, попыток встроить личную неуверенность в мир деловых решений, амбиций (вспомним, как инди-музыкант Алан из «Взаимопонимания» не хотел идти по стопам отца-предпринимателя, но искал его поддержки). С годами переменных в экзистенциальном уравнении прибавилось, и в пятом полном метре Эндрю, сталкивая философию красоты/баланса с фирменным «бормотанием» поступков, приходит к трезвому выводу, что вне зависимости от количества и качества «упражнений» ты останешься самим собой, встретив близкого или окончательно потеряв.

Лента Буджалски также история о притягательности чужого капитала (опыта). Герои постоянно используют друг друга, но их взаимозависимость выходит далеко за рамки мелкой финансовой игры. Какие бы обещания они ни давали, в любой момент возможен отказ от договоренностей (примета мамблкора), когда остается лишь главное – общность сомневающихся людей, не раскрывающих всей правды. Будничные человеческие контакты становятся единственно ценным комплексом физических (моральных) нагрузок, ведущих вовсе не к росту мышц, а скорее к похмелью после вечера с друзьями или очередным совместным бизнес-планам – нет разницы, профит идентичный.

 

 

Черно-белые «Компьютерные шахматы» были пронизаны ностальгией, строились на дихотомии победа-поражение, проходя стадии виртуальной партии: дебют, миттельшпиль, смазанный эндшпиль. В «Результатах» режиссер апеллирует к более широкой современной аудитории, не отрицая привычных поведенческих утопий. Пожалуй, главная удача фильма заключается в упругой драматургии, блестяще понятой актерами, дающими бенефисы почти в каждой сцене. Смолдерс притягивает своей харизмой, очаровывая сочетанием ранимости и профессионализма – к такому инструктору хотел бы записаться каждый. Пирс в образе Трэвора лишается шлейфа крупных проектов прошлого, его затаенная ревность к Кэт и упорный оптимизм добавляют шарма характеру, прописанному в сценарии. Но истинным триумфатором выглядит Кевин Корригэн, в рамках комедийного амплуа обнажающий всю гамму человеческих эмоций. По сути, Дэнни – это повзрослевший герой аутентичного мамблкора, по-прежнему неряшливый и блуждающий без компаса. Возникающая между актерами химия реанимирует корпоративную, своенравную механику лент «Его девушка Пятница» Ховарда Хоукса и «Теленовости» Джеймса Брукса, а столь лестное сравнение с мэтрами жанра, безусловно, важно для Буджалски, озабоченного расширением постановочного арсенала.

«Результаты» можно рассматривать и как актуальный портрет Остина, превращающегося, по мнению режиссера, в настоящий рай для яппи, не приемлющих понятий «зависимость» и «лузер». Город меняется в сторону повседневного трафика скрытой зависти, здорового карьеризма и медленного срастания рабочей функции с личностью человека. Это уже не тот безмятежный центр Вселенной, описанный в эпохальном «Бездельнике» Линклейтера, где повторение выступало единственной формой развития, а дневные прогулки делались альтернативой отсутствию планов. Но персонажам Буджалски вряд ли стоит куда-нибудь переезжать, ведь неотъемлемым атрибутом существования местных жителей всегда была свобода, а сейчас – еще и одержимость активностью, будущим. Даже если на время вернуться в Нью-Йорк или сгонять в неблагополучную Марфу для встречи с «профессионалом» из интернета (смешной эпизод обеда у престарелого тренера-звезды YouTube) – конечным пунктом вояжа априори значится «Capital of Texas», обитель твоей старой (новой) любви. В многочисленных интервью Эндрю утверждает, что после рождения ребенка изменился его взгляд на вещи, на процесс создания фильмов: формулировки стали точнее, ответственность за ошибки выше, появился страх потерять лицо. Отсюда по-хорошему расчетливая витальность его свежей ленты, полной таланта и самоиронии. Естественно, лучше поездка в Санденс, чем дорогостоящий сеанс у психоаналитика.

 

Вячеслав Чёрный

26 декабря, 2016